1.1. Информация становится общественным ре­сурсом развития, масштабы ее использова­ния стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырьё и т. д.) ресурсами. Введение

В настоящее время осознаны предпосылки реальные пути формирования и развития инфор­мационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхожде­ние нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и ду­ховных благ информационной цивилизации мо­жет обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходи­мые условия для свободного развития личнос­ти. Россия должна войти в семью технологичес­ки и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки инфор­мационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политичес­ких условиях и глубоких экономических преоб­разованиях в первой четверти XXI столетия. К характерным чертам и признакам информацион­ного общества следует отнести:

• формирование единого информационно-ком­муникационного пространства России как части мирового информационного простран­ства, полноправное участие России в процес­сах информационной и экономической интег­рации регионов, стран и народов;

• становление и в последующем доминирова­ние в экономике новых технологических ук­ладов, базирующихся на массовом использо­вании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техни­ки и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и зна­ний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капи­тала, переход информационных ресурсов обще­ства в реальные ресурсы социально-экономи­ческого развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• возрастание роли информационно-коммуни­кационной инфраструктуры в системе обще­ственного производства;

• повышение уровня образования, научно-тех­нического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информа­ционного обмена на международном, нацио­нальном и региональном уровнях и, соответ­ственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творче­ству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и ис­пользование информации как важнейшего условия демократического развития.

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воз­действия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологи­ческих укладов в производстве, технологиях предо­ставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в нача­ле и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие дли­тельность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется об­раз жизни большей части населения, социально-пси­хологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отли­чаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в оп­ределенной степени ослабить воздействие на психи­ку человека подобных изменений в образе жизни, яв­ляется уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века яв­ляется развитие и использование новых информа­ционно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уро­вень производства и потребления обществом ин­формационных продуктов и услуг. Очевидны из­менение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информа­ции для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создания социально-психоло­гической модели поведения члена информацион­ного общества, выявления «точек» и методов воз­действий, которые обеспечат нормальную адапта­цию и комфортное существование человека в ус­ловиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

Представляется, что наиболее действенным обра­зом такое воздействие оказывает система образова­ния, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохра­нению национальных традиций и культурного на­следства своей страны.

1. Предпосылки перехода России к информационному обществу

В России за последние 7-10 лет сформирова­лись такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, ко­торые можно рассматривать как предпосылки пе­рехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести:

1.1. Информация становится общественным ре­сурсом развития, масштабы ее использова­ния стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырьё и т. д.) ресурсами.

Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информа­тики (в основном ПЭВМ и периферии) дос­тигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт, стоимость продаж программного про­дукта обычно, равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997 г. Эта величина суммар­ных затрат на информацию уже имеет макро­экономическую значимость и характеризует рост использования ресурса «информация».

1.2. Можно говорить о том, что в России сфор­мировался и успешно развивается отече­ственный рынок телекоммуникаций, инфор­мационных технологий, продуктов и услуг.

Объем средств, циркулирующих на российс­ком рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.

1.3. В целом в стране, несмотря на экономичес­кий спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств те­лекоммуникации. Растет количество корпо­ративных информационных сетей и непре­рывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество рос­сийских пользователей Интернета прибли­жается к миллиону. Интенсивно расширяет­ся национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществля­ется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.

1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфе­ра и сфера государственного управления.

1.5. В общественном мнении складывается по­нимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политичес­кой и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный ре­зонанс Концепции государственной инфор­мационной политики, которая может рас­сматриваться как политика обеспечения на­чального этапа перехода России к информа­ционному обществу.

1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообще­ства в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями ты­сяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

1.7. Сформирована и функционирует государ­ственная структура, ответственная за созда­ние и развитие информационно-технологичес­кого базиса обеспечения процессов перехода.

2. Цель концепции

Целью настоящей Концепции является опре­деление российского пути перехода (или построе­ния) информационного общества, основных усло­вий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются поли­тические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и усло­вия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.

3. Базовые положения концепции

3.1. Стратегической целью перехода к информа­ционному обществу является создание разви­той информационно-коммуникационной сре­ды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение каче­ства жизни населения и социально-полити­ческую стабильность общества и государства.

3.2. В ближайшей перспективе переход к информа­ционному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из се­годняшнего экономического кризиса, как ин­струмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг не­преходящих гуманистических ценностей и на­ционально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-эконо­мического выравнивания уровня жизни в ре­гионах страны.

3.3. Переход к информационному обществу пол­ностью отвечает концепции устойчивого раз­вития - формированию экономики, основан­ной на знаниях, а не на расширяющемся по­треблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологичес­ких проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

3.4. Государство играет ведущую роль в обеспе­чении процесса перехода к информационно­му обществу за счет:

• координации деятельности различных участников этого процесса;

• развития институтов демократии на всей территории страны, обеспечения всеми возможными правовыми мерами, соблю­дения прав граждан в условиях инфор­мационного общества и формирования информационно открытого общества;

• сохранения в своих руках политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующие «правила игры» для участников этого процесса;

• создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-право­вой баз, форм и методов административ­ного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию спра­ведливой конкуренции;

• привлечения к активному участию в процессе перехода частного сектора эко­номики;

• предоставления свободы выбора направ­лений деятельности предпринимательс­ким структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественно­го рынка информационно-коммуника­ционных средств, продуктов и услуг.

В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процес­сы перехода к информационному обществу, основ­ными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются зако­нодательная и нормативно-правовая базы, регулиру­ющие информационные отношения в обществе.

3.5. На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникацион­ных систем и комплексов (в сферах трудо­устройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в даль­нейшем уходит с рынка. При этом предпола­гается, что значительные финансовые ресур­сы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.

3.6. Государство выступает катализатором про­исходящих перемен в интересах развития об­щества и личности. С этой целью оно:

• ведет борьбу с монополизмом и осуще­ствляет контроль за концентрацией соб­ственности в СМИ и телекоммуникаци­онном бизнесе;

• юридически и технологически обеспе­чивает права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональ­ных данных, гарантирует гражданам предоставление постоянно расширяю­щегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);

• гарантирует свободу слова независимо от технологической среды распростра­нения информации;

• принимает меры по укреплению много­национальной культуры, русского и на­циональных языков, противостоит ин­формационно-культурной экспансии других стран, осуществляемой через СМИ и открытые информационные сети, способствует сохранению языко­вой и культурной самобытности, выра­батывает государственную политику по развитию российской части Интернета;

• обеспечивает широкое использование телемедицины для населения отдален­ных регионов;

• осуществляет целенаправленное ис­пользование информационных и ком­муникационных технологий для расши­рения диалога власти и граждан.

3.7. Государство обеспечивает доступ к обще­ственной информации. Информация долж­на быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и пол­ноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, долж­на устанавливаться разумная цена, включа­ющая стоимость подготовки и передачи ин­формации и небольшую прибыль. При оп­ределении стоимости услуг по передаче ин­формации принимается в расчет характер ее использования потребителем.

3.8. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развити­ем мирового информационного сообщества.

Должно быть обеспечено активное участие Рос­сии в международном разделении труда на ми­ровом рынке информационно-коммуникаци­онных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых поло­жений в этой области, в реализации междуна­родных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международны­ми организациями, прежде всего, с Советом Европы, при формировании рынков аудиови­зуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.

3.9. Нельзя не отвечать на новые вызовы между­народной, национальной, общественной и лич­ной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о под­готовке и принятии широкомасштабных меж­дународно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве ору­жия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о дей­ственных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное дос­тояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространя­емые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристой­ной и оскорбляющей общественную нрав­ственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воз­действие на физическое, психическое и мо­ральной здоровье людей.

3.10. Реализация процесса перехода к информа­ционному обществу должна учитывать на­копленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов органи­зации работ. Стратегия перехода, как и воз­можные программы ее реализации, должна иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.

3.11. Необходимо смещение центра тяжести про­цессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и му­ниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направ­лениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу.

3.12. Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в обще­ственном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть по­нятны населению, социальная направлен­ность перехода должна быть разъяснена, не­обходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведе­на через СМИ до граждан страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: