Воображение расширяет человеческое познание с самого раннего детства. Оно оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка. Воображение способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.
Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития творческого воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) слепые и слабовидящие могут достигать значительных результатов. Воображение, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности. Наша жизнь полна примерами. Н. Островский — писатель, Л. По — скульптор, О. Скороходова — научный работник, Л. С. Понтрягин — академик в области математики, Л. Зюзин — музыкант, А. С. Левин —рабочий-электромонтажник (изобретатель) и другие достигли выдающихся успехов и стали яркими личностями.
ЛИТЕРАТУРА
Беркинблит М., Петровский А. фантазия и реальность.— М., 1968.
Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Собр. соч.— М„ 1982.—Т. 2.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формиро'-вании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии.—М., 1966.
Литвак А, Г. Тифлопсихология.— М., 1985.
Морозова Н. Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов//Специальная школа.— М., 1964.— Вып. 1—2.
Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения.— Тбилиси, 1972.
Петровский А, В. Воображение//0бщая психология.—М., 1986.
Сорокин В. М. Особенности воображения слепых и слабовидящих//Воспитание и обучение слепых и слабовидящих.— Л 1982.
Глава 7. РЕЧЬ И ЯЗЫК