Понятие о языке и речи

Речь — это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — это система средств общения людей друг с другом и способов выражения мысли. При взаимном общении люди выражают с помощью речи и языка мысли и чувства.

В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности.

Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым — мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства.

Речь слепого и слабовидящего фактически не отличается от речи нормальновидящих. Речь слепых и слабовидящих имеет ту же семантическую и смысловую основу, что и у зрячих. Она в принципе адекватно отражает одну и ту же действительность и несет в себе общность речевых функций, присущих всем членам общества, в котором живет, трудится зрячий, слабовидящий или слепой.

Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в сравнении с нормальновидящими детьми в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть следующие: 1) ограничение возможностей подражательной деятельности; 2) сужение познавательного процесса; 3) уменьшение возможностей развития двигательной сферы; 4) средовые условия воспитания и общения (Л. С. Волкова, Н. А. Крылова, Л. И. Моргайлик и др.). У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. По результатам советских исследователей, речевые нарушения в форме косноязычия у учащихся с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормальновидящих детей. Среди косноязычия чаще встречаются следующие формы: 1) сигматизмы — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч); 2) ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его р или в); 3)—ротацизм—дефект произношения звука р и другие нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: