Понятие об эмоциях и чувствах

Эмоции и чувства—это особый вид психических процессов и состояний, связанных с потребностями и интересами, мотивами деятельности, своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам) и к самому себе.

Эмоции и чувства зависят от точного и полного отражения ребенком мира. Чем полнее дети воспринимают действительный мир, тем богаче мир их эмоционального отражения. Естественно, отсутствие зрения может повлиять на сферу чувственного познания и отражающие психические свойства у детей (восприятие, представление, мышление) и тем самым сузить их эмоциональную


сферу, но не может изменить общую структуру эмоций и чувств. С точки зрения содержания различают моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Все эти виды чувств не возникают сами по себе после рождения ребенка, они формируются в процессе воспитания. Главным содержанием в воспитании чувств у детей является отношение к человеку, коллективу и обществу. Воспитание осуществляется через отношение к природе, явлениям природы, предметам, событиям в семье, коллективе и обществе. Детей воспитывает все: природа, вещи, поступки людей, а главное— их отношение к труду, учебе. Подражание ребенка и особенно подростка поведению старших играет решающую роль в формировании высоких моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Всякий положительный пример должен быть не разговором или пустым словом, а делом. Одни лишь разговоры о деле отрицательно сказываются на формировании чувств. По словам Н. Г. Чернышевского, «корень слова — это дело». Поэтому, перефразируя это выражение, можно сказать, что только положительный пример родителей, воспитателей и педагогов, а не их многословные требования, является главным в воспитании чувств. Добрые слова необходимы лишь тогда, когда есть рядом хороший пример подражания. К сожалению, в воспитании чувств у детей в школах и семьях больше всего идет разговор о деле, а конкретное дело, формирующее чувства, остается на втором плане.

Реализуя свой метод «пробуждения разума», В. А. Сухомлинский личным примером воспитывал у детей удивление перед явлениями природы, предметами и самой жизнью и добивался реального успеха в воспитании высоких чувств у учащихся своей школы.

При формировании чувств у детей с глубокими нарушениями зрения следует иметь в виду меньший объем получаемой информации (по сравнению с нормальновидящими детьми), что, естественно, может отразиться на формировании чувств, художественных вкусов, на качестве оценки произведений изобразительного искусства (скульптуры, рельефной графики и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: