Принципы построения изображений

Графические изображения должны быть доступными для восприятия, конкретными по содержанию, лаконичными по структуре, эстетическими по форме.

164.


Художественно-композиционные достоинства в значительной мере определяют эффективность восприятия изображений ребенком, а также эмоционально-эстетическое отношение к ним. Положительный эмоционально-эстетический фон служит, как правило, дополнительным мотивационным стимулом в овладении графикой.

Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художественно-эстетическая, в том числе эргономическая обоснованность построения и реконструкции изображений играет первостепенную роль. Разнообразны изобразительно-композиционные средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и ^масштаб, цвет и тональность, что позволяет добиваться большей наглядности и выразительности графических информационных средств. Важно стремиться к правильной передаче формы, содержания, пропорциональных отношений, гармонии изображений, в которых бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха, цветообразования.

Поскольку форма воспринимается через контраст — плоскость и изображение, то при ее передаче возникает необходимость применять разные изобразительные средства — цвет, линии, штрихи, точки и их комбинации.

В зависимости от вида изображений используются формообразующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах, схемах. Смещение и недифференцированное применение изобразительных элементов при передаче формы усложняют понимание графических построений. Указанная закономерность достаточно известна, однако не всегда учитывается в практике обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще развития и конкретизации применительно к восприятию изображений с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, например, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное значение в изображениях. Они могут выступать как функциональные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку, ручку и т. д.), служить элементам связи между линиями, дополнением к ним. Это требует некоторой осторожности в применении: механическое включение их в изображения приводит к изменению смысла и усложнению процесса восприятия изображений.

В изображениях, предназначенных для слабовидящих и слепых, важную роль играет правильная передача формы, содержания, пропорциональных отношений.

Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих смешивают способы изображения предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объемное изображения, что значительно затрудняет процесс восприятия и понимания изображений.

Основные принципы построения, унификации и реконструкции изображений заключаются в следующем:

1. Графическое представление информации должно осуществляться с учетом зрительных и осязательных возможностей де-


тей, а такжеуровня развития у них познавательных процессов.

2. Графические изображения должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения, выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению.

3. Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления, должны быть унифицированы — иметь единое графическое1 решение.

4. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений.

5. Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру.

6. Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных разными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирования, плоскостного и объемного изображения).

7. Цветовое оформление изображений должно соотноситься с
естественным цветом, присущим предмету или явлению, иметь
высокий цветотональный контраст (80—95%).

8. Нецелесообразно изображать на одном листе предметы
одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами,
т. е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропорциональных отношений,

9. Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом.

10. В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний,
средний и дальний планы.

11. В рисунках с передачей объема следует усиливать контуры, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: