Трудовое обучение в I—IV классах

В процессе трудового обучения учащихся начальных классов решаются как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование первоначальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознакомление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.

Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. Такими задачами являются: развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного зрения при выполнении различных трудовых процессов; конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления; формирование навыков пространственной ориентировки, выполнения двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения; воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.

Обучение труду в школе для слепых и слабовидящих предусматривает всестороннее развитие и воспитание учащихся, формирование у них умственных и физических способностей, осуществление нравственного и эстетического воспитания в процессе целенаправленной, трудовой деятельности. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слепоты и слабовидения. Знакомясь в процессе занятий с предметами, изменяя при' обработке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем, массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки и обогащают свои представления об окружающем.

Обучение труду помогает правильному пониманию слепыми и слабовидящими детьми окружающей действительности, содействует развитию у них способности наблюдать и активно познавать предметы -и явления, вооружает прочными знаниями, приемами воспроизведения и преобразования предметов (лепка, моделирование, конструирование). Творческая деятельность учащихся в процессе трудового обучения развивает у них конструктивные способности.

Трудовое обучение имеет важное значение для формирования личности ребенка и воспитания моральных качеств: добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.

Программа трудового обучения включает элементы технического, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творческо-конструкторской деятельности учащихся.


При обучении техническому труду учащиеся получают знания об инструментах, материалах, трудовых процессах, свойствах и способах обработки разных материалов, знакомятся с жизнью и трудом людей, видами работ, доступных для них. Дети знакомятся с различными материалами, усваивают наиболее типичные приемы ручной обработки этих материалов, учатся пользоваться рабочими инструментами.

Программой предусматриваются приемы планирования, проведения расчетов, измерений, графических работ. Большое значение придается организации общественно полезного труда учащихся. Изделия, выполненные учащимися, могут использоваться в качестве моделей, технических игрушек, счетного материала, учебных пособий, применяемых на различных уроках и во внеклассное время.

Изготовление различных учебных пособий и занимательных игр, используемых при изучении программного материала, помогает учащимся глубоко и прочно овладевать знаниями по общеобразовательным предметам и развивает творческие способности. Практическая трудовая деятельность способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению технической терминологии, расширяет представления о качествах и свойствах предметов.

Сельскохозяйственный труд включает работу на учебно-опытном участке и в уголке живой природы. На уроках школьники знакомятся с доступными для них работами по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений. Наблюдение за ростом растений связывается со знаниями по природоведению и с изучением природных явлений в окружающей жизни. Занятия в уголке живой природы развивают у учащихся представления о животном мире, знакомят их с характером труда по уходу за домашними животными.

Для каждого класса программа предусматривает примерный перечень практических работ на учебно-опытном участке. Практические работы учащихся на школьном учебно-опытном участка обогащают их предметные представления о живой природе, вооружают знаниями, имеющими большое значение для повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти работы помогают учащимся овладеть элементарными практическими умениями сельскохозяйственного труда и свободно ориентироваться в пространстве.

Занятия по обслуживающему труду направлены на ознакомление учащихся с продуктами питания, тканями, мелкой галантереей, а также предусматривают формирование умений по уходу за одеждой, жилищем, соблюдению личной гигиены. Содержание этих занятий должно согласовываться, быть взаимосвязано с содержанием коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке.

В программе определены содержание и объем знаний, дана краткая учебная характеристика выполняемых учащимися


лабораторных и практических работ, приведен перечень рекомендуемых объектов учебного труда. Выбор объектов учебного труда осуществляется учителем. Особое внимание уделяется формированию у детей общетрудовых умений, имеющих важное значение в любой трудовой деятельности. Наиболее существенными из них являются планирование предстоящей трудовой деятельности, организация труда и трудовая дисциплина, самоконтроль, оценка и учет выполняемой работы, умение работать самостоятельно.

В процессе обучения труду необходимо максимально использовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного) языка, природоведения.

Программа предусматривает знакомство учащихся с различными профессиями, доступными для слепых и слабовидящих.

Выполнение практических работ должно составлять примерно 80—90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.

Трудовое обучение в V—VII классах

В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих детей в V—VII классах продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.

Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации.

.172 •


Трудовое обучение в V—VII классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей имеет три основных направления—технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд.

Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных учащимися в I—IV классах при выполнении ручных работ по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду. В свою очередь, содержание трудового обучения в V—VII классах является базой для последующего, овладения более сложными видами работ и участия в производительном труде в VIII—XII классах.

Особенности слепых и слабовидящих в восприятии, формировании представлений, двигательно-пространственной ориентировке определяют специфику в подборе видов, объектов и средств труда.

В процессе обучения техническому труду учащиеся получают первоначальные знания по машиноведению, электротехнике, специальной графике, основам производства в конкретных видах трудовой деятельности (в области электротехники, металлообработки, деревообработки, обработки картона, пластических масс и др.). В школьных учебных мастерских они знакомятся с деревом, картоном, бумагой, пластмассами, металлами, сплавами и их свойствами, а также с различными электротехническими материалами; изучают монтажные и контрольно-измерительные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений; приобретают навыки ручной и машинной обработки материалов. Если в школе нет учебных мастерских, учащихся направляют для обучения на шефствующие над школой предприятия или, если имеется возможность, обучают их в специальных группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ.

В школьных учебных мастерских изготовляются учебные пособия, различные учебные принадлежности, разнообразные изделия, имеющие общественно полезный характер. При этом учащиеся самостоятельно производят расчеты, измерения, испытывают действующие модели, используя знания по физике, математике, химии и другим общеобразовательным предметам. В процессе трудового обучения они овладевают рациональными приемами труда, знакомятся с правилами техники безопасности, промышленной санитарии, а также эстетикой труда.

Программой обучения предусматривается проведение экскурсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, предусмотренных производственным планом учебно-производственных предприятий общества слепых, а также предприятий государственной промышленности.

В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащиеся получают знания и умения по выращиванию ведущих для дан-


ной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений.

Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.

Воспитательная направленность трудового, обучения в V— VII классах осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупности нравственно ценных качеств в личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к социалистической собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности с учетом особенностей различных возрастных групп и клинических форм заболевания, а также дефекта зрения. Рекомендуется применять на уроках коллективные (бригадные) формы организации труда, организовывать взаимопомощь, взаимный и общественный контроль, обсуждение результатов работы, развивать ученическое самоуправление.

Экономическое обучение и воспитание учащихся организуется в свете требований экономической политики партии. В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов (экономной разметке и раскрою, выбору технологических конструкций, экономичного режима работы оборудования).

Экологическое воспитание учащихся осуществляется в процессе формирования у них соответствующих знаний как в процессе труда, так и во время экскурсий на производство. Предусмотрено также вовлечение учащихся в работу по охране почвы, водоемов, зеленых насаждений, животных.

Особое внимание обращается на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил техники безопасности- труда, производственной санитарии и личной гигиены. Перед изучением каждой новой темы необходимо знакомить школьников с общими правилами техники безопасности труда, а в процессе занятий объяснять правила безопасности выполнения каждой трудовой операции. Учителя труда должны обучать школьников безопасным и рациональным приемам и правилам работы, знакомить их с мерами предупреждения травматизма.

Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать в процессе обязательного общественно полезного, производительного труда и ежегодной трудовой практики, в период работы учащихся в трудовых объединениях (в свободное от учебы время), а также на факультативных и кружковых занятиях.

174 '



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: