Основные понятия культурно-исторической теории

Культурный возраст: этап жизни человека с определёнными возрастными рамками (которые традиционно определяются единообразно для разных укладов, но фактически различающиеся в зависимости от уклада, например, граница детства и взрослости заведомо социально и исторически подвижна), характеризующийся определёнными жизненными задачами, формами самосознания и представления человеком себя миру. Эти факторы и компоненты жизни человека в каждом возрасте тесно связаны между собой, зачастую вытекают друг из друга.

Так, например, жизненные задачи, зачастую связанные с утверждением себя в новом типе деятельности (как, например, учебной, социальной, производственной), определяют то, как человек понимает самого себя и свои способности, как хочет выглядеть в глазах окружающих и, соответственно, как строит отношения с ними и позиционирует себя.

В то же время, независимо от точного определения границы, детство в основном понимается как это состояние формирующейся личности и отсутствия определённого места и ответственности в социально-экономическом, правовом, культурном аспектах. Взрослость же — определение собственного места в социуме (как в социально-экономическом и статусном, так и в ценностном плане) или чёткое понимание спектра своих потенциальных позиций в общественных связях и в практиках.

Но если детские возраста достаточно хорошо локализуются по конкретным возрастным рамкам, и относительно них существуют научно обоснованные периодизации, то взрослые возраста в значительной мере определяются практиками, в которые включён данный индивид, слабо унифицируются и в связи с этим недостаточно изучаются. Молодость традиционно воспринимается как переходный этап между совокупностями детских и взрослых возрастов.

Обобщённое представление о культурных возрастах, проживаемых в процессе взросления, представлено в приложении $В$.

Принципиально важно, что в ситуации социального и культурного кризиса или перехода, реальный культурный возраст может существенно отличаться от социального (в том числе формального, «паспортного») возраста. Так, человек юридически взрослый может по уровню самосознания, характеру постановки целей, владению способами деятельности может быть в культурном смысле подростком, переживающим пубертатный период, или даже дошкольником.

Молодёжная политика предшествующего десятилетия сравнительно мало ориентировалась на потребность молодых людей решать возрастные задачи, в рамках значимых для них укладов и практик. Кроме того, молодость, то есть, период жизни человека с 14 до 30-35 лет, в целом воспринималась как единый возраст. За его основные признаки принимались признаки так называемого «старшего юношеского возраста», характерного в основном для студентов старших курсов, то есть, преимущественно, для паспортного возраста 19-23 года, а также отдельные особенности поведения подростков.

Различие в возрастных задачах между старшеклассниками, студентами, работающей молодёжью учитывалось слабо (в отличие от той молодёжной политики, которая осуществлялась в рамках комсомола). В силу этого, ряд групп молодых людей не был включён в «орбиту» молодёжной политики: она не удовлетворяла их интересы, они, в свою очередь, не находили своего места в государственных проектах и программах, ориентированных на молодёжь. Следовательно, необходимо учитывать культурно-возрастные особенностей разных групп молодёжи как из важного принципа построения результативной молодёжной политики.

Молодость: группа культурных возрастов, частично совпадающая («пересекающаяся») с «детскими» и «взрослыми» возрастами. Представляет собой переходный этап от детства к взрослости.

Основные черты молодости как «переходной» группы возрастов:

— основные черты личности и жизненные принципы человека уже сформировались, но при этом, он открыт для изменений в мировоззрении и системе ценностей;

— человек формирует своё мировоззрение и впоследствии либо закрепляет его в конкретных моральных принципах, паттернах поведения, представлениях о мире, либо фиксирует его дефициты и, после накопления жизненного опыта, возвращается к оформлению собственного взгляда на жизнь и моральных выводов из него;

— человек формирует базис своих практически значимых знаний, опыта участия в практиках, решения разноплановых задач, поведения в ситуациях, имеющих нравственный смысл, и в связи с этим стремится к максимальному богатству впечатлений и проб, а также оказывается готов к рискованным действиям, для преумножения опыта;

— человек поэтапно определяет своё место в экономической системе, и шире — в системе продуктивной деятельности (в системе практик): от определения устойчивых интересов «по жизни», в той или иной сфере, до закрепления своего профессионального статуса и начала сознательного продвижения себя для работодателей/клиентов;

— человек поэтапно включается в систему социальных отношений; в первых трёх возрастах молодости его общественная активность предельно высока, но зачастую не целенаправленна, связана, скорее, с потребностью самоопределения через пробы; в дальнейшем, она снижается и потом либо вновь возрастает на почве осознания и защиты собственных интересов или воплощения принципов, либо становится ситуативной, связанной лишь с реагированием на те события, которые могут принципиально повлиять на жизнь;

— человек поэтапно приобретает опыт устойчивых отношений с противоположным полом, построения собственной семьи как особой социальной целостности, воспитания детей.

Основные возраста, входящие в возрастную группу «Молодость»:

Старший подростковый возраст (включается в «детскую» группу возрастов, примерно 14-16 лет). Школьное обучение, формирование социальных компетентностей, первичная профориентация (возможно, начало профессионального или пред–профессионального образования), определение основных увлечений.

Младший юношеский возраст (частично совпадает с детской группой возрастов, примерно 16-19(20) лет). Завершение школьного/среднего профессионального обучения, начало высшего образования/трудовой деятельности, у части молодых людей мужского пола — получение опыта военной службы. Формирование основ мировоззрения, закрепление основных качеств характера и паттернов поведения, «основная» профориентация, приобретение способности к анализу окружающего мира и объяснению его качеств. Высокая общественная активность, связанная с реализацией ценностей.

Старший юношеский возраст (примерно 19(20)-23 лет). Основной период получения высшего образования (у значительной части современной молодёжи), начало систематической трудовой деятельности. Основное самоопределение в обществе, первичное формирование жизненной стратегии и подходов к событиям окружающей действительности. Опыт устойчивых (долговременных) отношений с противоположным полом. Достаточно высокая общественная активность, связанная с приобретением профессионального опыта, а также универсального организаторского и мыслительного опыта.

Дальнейшие периоды не имеют собственных обозначений, и их границы выделяются с достаточной степени условности.

23-25 лет. Приобретение устойчивого опыта трудовой деятельности и связанных с ней отношений (подчинения-руководства, кооперации, коммуникаций по поводу целей и критериев эффективности работы, вознаграждения, отстаивания прав). Начало формирования собственной материальной базы. Приобретение опыта совместной жизни с противоположным полом (у значительной доли молодёжи). Снижение общественной активности, связанное со значительными затратами времени на адаптацию к постоянной трудовой деятельности и на формирование собственной материальной базы.

25-28 лет. Приобретение первоначального устойчивого статуса в трудовой деятельности, формирование репутации как профессионала/как человека с какими-либо универсальными способностями. Начало оформления собственных экономических, социальных, культурных интересов, первый опыт позиционирования себя как полностью сформированной личности и экономически активного деятеля. Опыт собственной семейной жизни (у значительной группы молодых людей), опыт воспитания собственных детей (для современной молодёжи — далеко не у всех). Общественная активность возрастает, но либо в форме обсуждений и дискуссий на актуальные темы, либо в рамках профессиональной деятельности.

28-35 лет. Закрепление своего статуса в трудовой деятельности; полноценная профессиональная самореализация с апробацией разных сюжетов либо работа по достижению следующих уровней профессионализма и следующих статусов в профессиональном сообществе и в социуме в целом. Активное продвижение собственного имени и связанной с ним системы принципов и мировоззрения как «бренда» (у сравнительно небольших, но активных и влиятельных групп молодёжи). Укрепление собственной семьи, её устоев и традиций либо переформатирование семейной жизни. Возобновление интереса к самообразованию — как в профессиональной сфере, так и в плане расширения кругозора и уточнения представлений о мире (в том числе, познавательные путешествия, семейные или индивидуальные). Актуализация интереса к проверке собственных сил и способностей, в том числе, через появление сложно организованных хобби, экстремальных форм досуга, занятий спортом. Происходит окончательное самоопределение к общественной активности: либо уход от неё и реагирование только на особо значимые события, напрямую касающиеся собственного благосостояния, либо закрепление активной гражданской деятельности как неотъемлемой части собственной жизни. В этом случае общественная активность мыслится как равная по значимости профессиональной деятельности (с перспективой перехода на частично или полностью оплачиваемую работу в социально-политические или благотворительные структуры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: