Основные понятия социальной истории

Практика: продуктивная (заведомо достигающая зримого результата) деятельность в какой-либо сфере человеческой жизни, проводимая сообществами людей (как профессиональными, так и социальными группами) на протяжении длительного времени. Условием «практичности» практики является одновременное изменение внешнего мира — хозяйства, инфраструктуры, отношений между людьми, культуры — и каждого человека, производящего эти изменения, его самосознания и самоощущения как субъекта, «хозяина» именно этой практики и её результатов. Производство и воспроизводство человека как субъекта практики включает в себя формирование и усиление его способности осуществлять продуктивные действия, его актуальных знаний, смыслов, ценностей, целей; его отношений с другими субъектами и способов строить такие отношения (коммуникации и кооперации).

Деятельность вполне может быть фактически чуждой для осуществляющих её людей и выполняться лишь по необходимости (физическому принуждению, финансовым потребностям, и т.п.), может быть отчуждена от своих исполнителей и даже от управляющих субъектов. Практика, в отличие от неё, всегда имеет личностный характер и представляет собой основную форму жизни людей, которые её осуществляют, важный или основной источник смысла их существования и функционирования в обществе.

С другой стороны, деятельность вполне может не приводить к системным, коренным изменениям в окружающей действительности, а оставаться в режиме выполнения раз и навсегда установленных операций, обеспечивающих функционирование экономических и социальных систем, в рамках наличной ситуации и системы отношений. Практика же обеспечивает, как минимум, постоянное появление новых продуктов и явлений в рамках деятельности (произведений, разработок, экономически ценных продуктов, инфраструктурных объектов, и т.д.), как максимум, изменение базовых схем и условий жизни людей в данной территории или функционирования данной отрасли; соответственно, практика всегда сопряжена с развитием и обеспечивает его.

Субъект практики может быть как индивидуальным (отдельный человек в те моменты его жизни, когда для него оказывается важным и возможным осуществлять собственные цели в рамках данной практики), так и коллективным (сообщества различных масштабов, как институционально оформленные, так и виртуальные, сетевые). Однако даже индивидуальный субъект практики всегда действует в рамках сообщества и его соорганизации, либо с опорой на ресурсы данного сообщества; именно это позволяет говорить, что практика, в отличие от деятельности, представляет собой заведомо коллективно-организованную и коллективно-распределённую деятельность, в силу этого — более устойчивую и долговременную.

Состав практик, осуществляющихся в данном регионе (или актуальных для этого региона) определяется как основным местным укладом, так и общей ситуацией и направлением изменений, происходящих здесь.

Уклад: система организации материальной, социальной и культурной (духовной) жизни в социальной группе или на территории, предполагающая тесную взаимосвязь основных аспектов жизни человека и общества: хозяйство, отношения, управление, быт, культура, мировоззрение — и чётко обозначенные базовые ценности и принципы поведения, определяющие характер и условия жизни людей. Уклад нельзя свести к общественно-экономической формации, поскольку она фиксирует характер производственных отношений и не показывает однозначной связи этих отношений с культурой и, самое главное, психологией и бытовым поведением людей. В рамках одной и той же культурно-исторической эпохи в стране или регионе могут сосуществовать разные уклады, обуславливаемые различием в разных точках этой страны или региона следующих факторов:

— основной тип хозяйственно-экономической деятельности и обустройства быта (виды производства, способы управления производством, основные характеристики инфраструктуры и организации пространства жизни людей);

— принципы и параметры социальной организации, а также способы организации взаимоотношений между людьми и сообществами, структур социально-политического управления (как определённые законом, так и неформальные, негласные);

— типы и направления культурной деятельности, отвечающей представлениям и вкусам основных социальных групп и фиксирующей значимые для них идеи, смыслы, ценности;

— основные представления людей данной территории о мире и человеке в мире, его основных качествах, возможностях, требованиях к нему, закреплённые в традициях, устойчивых убеждениях, верованиях и передающиеся от поколения к поколению.

Эти факторы имеют наибольшее значение для формирования отношения конкретных людей к окружающей их действительности, их основных мотивов и паттернов поведения, в конечном итоге — для формирования основных типов (направлений) жизненных траекторий и системы оценивания успешности либо неуспешности человека.

Один из принятых современным гуманитарным сообществом вариантов исторической типологии укладов приведён в приложении $У$.

Для России всегда было характерно одновременное присутствие, взаимодействие, взаимопроникновение нескольких укладов; кроме того, каждая кризисная и переходная ситуация характерна актуализацией форм жизни, казалось бы, оставшихся в далёком прошлом. Красноярский край, в силу своей географической и экономической неоднородности, а также в силу неравномерного социально-экономического освоения на протяжении истории, является одним из наиболее многоукладных регионов Российской Федерации, что напрямую влияет на ситуацию разных групп краевой молодёжи, а, следовательно, на принципы и стратегию молодёжной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: