Ревизия подходов к молодёжной политике

К настоящему времени в молодёжной политике накоплена инерция различных подходов, в том числе унаследованных от комсомола, основанных на импорте западных образцов, а также выработанных в последнее десятилетие как непосредственно в сфере молодёжной политики, так и в смежных сферах (культура, профессиональное образование).

Обозначим эти подходы в связи с выделенными сценариями.

1. Работа с массовыми и массовидными формами организации («ходьба строем»). Унаследована от форм молодёжных организаций индустриальной эпохи, связанными с вовлечением молодёжи в массовые мобилизационные проекты (индустриализация, подготовка к войне, освоение больших территорий). Связана с использованием молодёжной активности как эмоционально-энергетизирующего ресурса. Инициатива в собственном смысле в этих формах отсутствует (за исключением решения локальных задач), но «активизм» как превращённая форма инициативы в этих формах массово поддерживается и приветствуется.

В настоящее время в крае отчётливо прослеживается в формах поддержки волонтёрских и патриотических движений, в организации молодёжного досуга (в том числе в попытках поддерживать «молодёжное творчество», в силу чего творческий продукт приобретает штампованный характер) и массовых праздников.

Может эффективно работать в условиях реализации сценария «стагнация» как инструмент обеспечения социальной стабильности (за счёт канализации молодёжной энергии и переключения внимания молодёжи из депрессивных территорий с вектора социального протеста на вектор лояльности, обеспеченной ощущением причастности организации, действующей от имени государства, и ощущением самореализации).

Важно отметить, что эта форма хорошо подходит для молодёжи из традиционного и раннего индустриального укладов; может быть формой социализации и воспитания деклассированной и люмпенизированной молодёжи (как показывает опыт патриотических клубов). Но молодёжь, связанная с поздним индустриальным и когнитивным укладом (студенты большинства инженерных и экономических специальностей, молодые специалисты в сфере управления, в IT-сфере и так далее) заведомо требует более индивидуализированных форм работы и при акценте молодёжной политики на массовые формы просто выпадает из поля её зрения.

Следовательно, при других сценариях развития приоритет массовых форм в молодёжной политике оказывается препятствием для развития региона, становления современных укладов, включения значительного количества молодых людей в современные профессиональные практики и практики организации жизни.

2. «Поддержка инициатив» в собственном смысле, в том числе выстроенная по модели грантовых фондов и ресурсных центров. Очень эффективна в условиях «избыточности» инициатив, из которых можно отбирать действительно достойные поддержки и соответствующие приоритетам; существуют прецеденты (например, Канада) полного перевода сферы социальных услуг (в том числе в работе с молодёжью) на аутсорсинг именно за счёт возможности отбора инициативных групп и общественных организаций.

Может быть эффективна в любом из выделенных сценариев, при условии совпадения приоритетов в поддержке инициатив с приоритетами, вытекающими из логики этих сценариев (предыдущий раздел). При несовпадении приоритетов с общим вектором развития с большой вероятностью будет работать «в никуда», распыляя ресурсы на поддержку заведомо бесперспективных инициатив и проектов.

При ясно выстроенной (и предъявленной большим группам молодёжи) системе перспектив сможет работать как на реальную самореализацию молодых людей за счёт формирования и реализации авторских инициатив и проектов, так и на включение молодых людей в реальные, значимые для региона социальные процессы и практики. В этих условиях выбор конкретных форм работы определяется содержанием самих инициатив и спецификой целевых групп; задачами отрасли молодёжной политики становятся удержание приоритетов (в том числе за счёт организации экспертного сообщества и экспертных коммуникаций, открытых для инициативных групп), обеспечение доступности инфраструктур и ресурсов для реализации проектов.

Подход оказывается неэффективен при содержательном дефиците инициатив, когда институты поддержки вынуждены выбирать между «плохим» и «наихудшим» и поддерживать заведомо бесперспективные проекты только для того, чтобы активность не исчезла совсем; система начинает работать фактически вхолостую.

3. «Развитие потенциала». Формирование условий для появления инициатив и их лидеров за счёт усиления у молодых людей определённых человеческих качеств — рефлексии, проектного и аналитического мышления, самостоятельности, ответственности — расширения культурного горизонта, включения в «большие» культурные и социальные контексты.

Такая политика неизбежно выстраивается развивающимися профессиональными сообществами, включающими молодых людей (как правило, студентов) в актуальные направления исследований и разработок. Прецеденты таких сообществ на территории края — открытое дополнительное образование, IT-сообщество, инновационный кластер Железногорска. Особенность их организации в отличие от традиционных форм высшего образования — включение студента в профессиональную коммуникацию наравне с признанными специалистами и «мэтрами», за счёт чего инициатива молодого человека, прошедшая проверку столкновением с профессиональной нормой, становится источником развития всего сообщества.

В последнее десятилетие была предпринята попытка выстроить политику развития человеческого потенциала в регионе средствами открытого дополнительного образования для юношеского возраста (14-18 лет). Сходные ходы, направленные на развитие культурного потенциала территорий края, предпринимаются в системе культуры.

Подход становится актуальным для системы молодёжной политики именно в условиях «бедности инициатив», особенно при ориентации на «догоняющий» и тем более «прорывный» сценарии развития региона и отдельных территорий, поскольку реализация этих сценариев ставит в том числе задачу включения больших групп молодёжи в принципиально новые горизонты и контексты, преодоление «провинциальности» инициатив (подробнее — в следующем разделе).

От системы молодёжной политики разворачивание этого подхода, являющееся условием успешного и эффективного функционирования системы поддержки инициатив, требует выстраивания коопераций и коммуникаций не только с молодёжными инициативными группами, но и с развивающимися профессиональными сообществами, а также с другими субъектами развития, для которых молодёжная инициатива является ресурсом.

Необходимо также формирование системы программ по приоритетным направлениям, в рамках которых должны вырастать реально значимые инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: