Всякое предсказание содержит в себе внушение.
В.ЛЕВИ
П |
огружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Традиционные методы преподнесения материала приводят иногда к тому, что естественный процесс удовлетворения жажды знания превращается для учащихся в источник хронических травм. Попытка интенсифицировать обучение в этих условиях может вызвать у них стресс и способствовать ослаблению воздействия преподавателя, вместо того чтобы усилить его эффективность. Когда преподаватель убежден, что процесс познания — тяжкий труд, что возможности усвоения человеком новой информации весьма ограниченны, то такая его позиция невольно
давит на учащихся, подкрепляя их опасения, что они не в состоянии справиться с заданиями. Он признает их правоту и таким образом еще больше усиливает их пораженческое отношение к учебе. В соответствии со своими взглядами, что учиться трудно, с целью предотвратить утомление, преподаватели иногда устраивают на занятиях перерывы для отдыха, что, в свою очередь, приводит учащихся к убеждению, что их опасения имеют основания.
|
|
Обучение методом погружения (суггестопедия) прежде всего снимает такую форму давления со стороны преподавателя, как оценка. Практика полного исключения оценок в процессе обучения в младших классах школ Грузии показала, что дети стали спокойнее, у них улучшился сон и аппетит, они с охотой и радостью идут на занятия и у них повысился вкус к обучению. Важен даже цвет пометок учителя в тетради. Все это привело к тому, что оценка перестала быть источником тревоги и опасений. Если плохие оценки, часто получаемые человеком в процессе обучения, даже заслужены, они постепенно приводят к понижению самооценки. Учащийся становится безразличным к последующим оценкам, смиряясь с положением неуспевающего. Тогда уже сложно вернуть человеку веру в себя, внушить ему уверенность в своих силах и в убедительных успехах в дальнейшем.
Когда Ш. А. Амонашвили отказался от использования красного цвета, которым поправляли ошибки при проверке работ (его заменили зеленым, а красным стали отмечать достоинства) — дети стали учиться лучше. Кроме того, В. А. Сухомлинский и Ш. А. Амонашвили выступили против обезлички оценки (выражения ее в баллах), они предложили качественную оценку — «это уже хорошо, а это пока нет». Учитывая такое влияние оценки, В. Ф. Шаталов не ставит двоек, а просто — «не зачтено» — с правом последующей пересдачи данного материала, и отмечает успехи каждого ученика на каждом уроке, поэтому не возникает страха: «вызовут — не вызовут».
|
|
В отличие от других методов обучения, где основной акцент воздействия на учащихся приходится на убеждение, метод погружения в значительной мере опирается на внушение. Внушение и убеждение — разные способы воздействия. В. М. Бехтерев [19] указывал на следующее их отличие: убеждение воздействует преимущественно на людей с развитым логическим мышлением, тогда как внушение эффективно не только для этих людей, но и для людей с неразвитым логическим мышлением. Если убеждение сопровождается критикой со стороны убеждаемого, то внушение минует сторожа — критику и, как сказал В. М. Бехтерев, «входит
МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ
с черного входа». В то время как убеждение — это процесс логического обоснования материала с целью добиться согласия человека, внушение — это способ воздействия, рассчитанный на некритичное восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств.
Внушение — замена в психике индивида его собственной оценки на оценку внушающего (например, гипнотизера). Гипноз — это особое состояние психики, побуждающее порождение образов, в течение которого внимание направлено внутрь, то есть состояние, сопровождаемое перестройкой, переориентацией внимания. Одним из способов организации необходимой переориентации (введения в гипнотический транс) является рассказывание специально построенных историй. Цель их влияния — отвлечение внимания и расшатывание обыденного сознания. Тем самым они способствуют погружению в гипнотическое состояние. По мнению Эриксона, под их воздействием человек становится более открытым к последующему внушению. Особенно эффективны рассказы, где описываются ситуации, в которых состояние транса возникает естественно: массаж, молитва, ванна, поезд. Можно написать формулу введения в транс путем присоединения к психотерапевту: А и Б и В и... и Д, где А,Б,В,... — это абсолютно истинные в данный момент утверждения, трюизмы, которые используются, чтобы притупить внимание и вызвать «ДА» — реакцию на заключительное Д.
Первые констатации вызывают у человека поведенческие реакции, соответствующие представлению о том, что обозначено (например, стук колес поезда). При этом возникает убеждение, что и дальше все будет так же однозначно просто и верно. Бдительность притупляется, и тогда вводится ключевое утверждение. (Оно проскакивает незамеченным.) Например, вы сидите в своем кресле.. И вы смотрите на меня. И вы легко дышите. И я с вами разговариваю..., И вы начинаете расслабляться (Д). Транс углубляется усилением в рассказе некоторого качества. Кто-то спускается по лестнице все ниже, ниже и ниже. Он погружался в туман все глубже, глубже и глубже.
В психологии под внушением понимается такое воздействие одного человека на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего без самоприказа, рационального размышления. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не контролируя направленное на него действие. Поведение загипнотизированного по отношению к гипнотизеру напоминает отношение и поведение ребенка по отношению к родителям. Хорошо извест-