Метод погружения

Всякое предсказание содержит в себе вну­шение.

В.ЛЕВИ

П

огружение — метод обучения с элементами релаксации, вну­шения и игры. Традиционные методы преподнесения матери­ала приводят иногда к тому, что естественный процесс удовлет­ворения жажды знания превращается для учащихся в источник хронических травм. Попытка интенсифицировать обучение в этих условиях может вызвать у них стресс и способствовать ослабле­нию воздействия преподавателя, вместо того чтобы усилить его эффективность. Когда преподаватель убежден, что процесс поз­нания — тяжкий труд, что возможности усвоения человеком новой информации весьма ограниченны, то такая его позиция невольно




давит на учащихся, подкрепляя их опасения, что они не в состоя­нии справиться с заданиями. Он признает их правоту и таким образом еще больше усиливает их пораженческое отношение к учебе. В соответствии со своими взглядами, что учиться трудно, с целью предотвратить утомление, преподаватели иногда устраи­вают на занятиях перерывы для отдыха, что, в свою очередь, приводит учащихся к убеждению, что их опасения имеют осно­вания.

Обучение методом погружения (суггестопедия) прежде всего снимает такую форму давления со стороны преподавателя, как оценка. Практика полного исключения оценок в процессе обуче­ния в младших классах школ Грузии показала, что дети стали спокойнее, у них улучшился сон и аппетит, они с охотой и ра­достью идут на занятия и у них повысился вкус к обучению. Ва­жен даже цвет пометок учителя в тетради. Все это привело к тому, что оценка перестала быть источником тревоги и опасений. Если плохие оценки, часто получаемые человеком в процессе обучения, даже заслужены, они постепенно приводят к понижению само­оценки. Учащийся становится безразличным к последующим оцен­кам, смиряясь с положением неуспевающего. Тогда уже сложно вернуть человеку веру в себя, внушить ему уверенность в своих силах и в убедительных успехах в дальнейшем.

Когда Ш. А. Амонашвили отказался от использования красно­го цвета, которым поправляли ошибки при проверке работ (его заменили зеленым, а красным стали отмечать достоинства) — дети стали учиться лучше. Кроме того, В. А. Сухомлинский и Ш. А. Амо­нашвили выступили против обезлички оценки (выражения ее в баллах), они предложили качественную оценку — «это уже хоро­шо, а это пока нет». Учитывая такое влияние оценки, В. Ф. Шата­лов не ставит двоек, а просто — «не зачтено» — с правом после­дующей пересдачи данного материала, и отмечает успехи каждо­го ученика на каждом уроке, поэтому не возникает страха: «вызовут — не вызовут».

В отличие от других методов обучения, где основной акцент воздействия на учащихся приходится на убеждение, метод погру­жения в значительной мере опирается на внушение. Внушение и убеждение — разные способы воздействия. В. М. Бехтерев [19] указывал на следующее их отличие: убеждение воздействует пре­имущественно на людей с развитым логическим мышлением, тог­да как внушение эффективно не только для этих людей, но и для людей с неразвитым логическим мышлением. Если убеждение со­провождается критикой со стороны убеждаемого, то внушение минует сторожа — критику и, как сказал В. М. Бехтерев, «входит


МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ

с черного входа». В то время как убеждение — это процесс логи­ческого обоснования материала с целью добиться согласия чело­века, внушение — это способ воздействия, рассчитанный на не­критичное восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств.

Внушение — замена в психике индивида его собственной оценки на оценку внушающего (например, гипнотизера). Гипноз — это особое состояние психики, побуждающее порождение образов, в течение которого внимание направлено внутрь, то есть состоя­ние, сопровождаемое перестройкой, переориентацией внимания. Одним из способов организации необходимой переориентации (вве­дения в гипнотический транс) является рассказывание специаль­но построенных историй. Цель их влияния — отвлечение внима­ния и расшатывание обыденного сознания. Тем самым они спо­собствуют погружению в гипнотическое состояние. По мнению Эриксона, под их воздействием человек становится более откры­тым к последующему внушению. Особенно эффективны рассказы, где описываются ситуации, в которых состояние транса возникает естественно: массаж, молитва, ванна, поезд. Можно написать фор­мулу введения в транс путем присоединения к психотерапевту: А и Б и В и... и Д, где А,Б,В,... — это абсолютно истинные в данный момент утверждения, трюизмы, которые используются, чтобы притупить внимание и вызвать «ДА» — реакцию на заклю­чительное Д.

Первые констатации вызывают у человека поведенческие ре­акции, соответствующие представлению о том, что обозначено (на­пример, стук колес поезда). При этом возникает убеждение, что и дальше все будет так же однозначно просто и верно. Бдитель­ность притупляется, и тогда вводится ключевое утверждение. (Оно проскакивает незамеченным.) Например, вы сидите в своем крес­ле.. И вы смотрите на меня. И вы легко дышите. И я с вами разго­вариваю..., И вы начинаете расслабляться (Д). Транс углубляется усилением в рассказе некоторого качества. Кто-то спускается по лестнице все ниже, ниже и ниже. Он погружался в туман все глуб­же, глубже и глубже.

В психологии под внушением понимается такое воздействие одного человека на другого, при котором оказывается определен­ное влияние на убеждения, установки, решения последнего без самоприказа, рационального размышления. Находясь под влия­нием внушения, человек действует без собственной мотивации, не контролируя направленное на него действие. Поведение загипно­тизированного по отношению к гипнотизеру напоминает отношение и поведение ребенка по отношению к родителям. Хорошо извест-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: