С |
инектика — это другая разновидность мозговой атаки. Она прежде всего нацелена на способы стимуляции воображения. Буквально, синектика — это соединение вместе разнородных элементов. Действительно, метод возбуждает и использует аналогии
СИНЕКТИКА как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности. Метафоры и аналогии помогают навести мосты между процессами. Прямые аналоги часто находят в биологических системах, где решаются сходные задачи. Субъективные аналоги заставляют особое внимание обратить на двигательные ощущения, например, вообразить свое тело на месте создаваемого объекта, почувствовать себя им.
При символических аналогиях — отдельные характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические — требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть, то есть допускается игнорирование физических законов, например, использование антигравитации. Таким образом, синектика активизирует аналогии, которые в этом методе выступают как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на подсознательный уровень. Иногда для повышения вероятности сдвига процесса в подсознание используют элементы медитации. При медитации фиксация на избранном для концентрации внимания объекте создает оптимальные условия для активизации интуитивного процесса, предоставляя ему в сознании на это время доминирующее положение.
|
|
Синектика использует метафоричное мышление, в основу которого положено олицетворение. Кроме того, она включает 4 вида аналогий: прямую, личную (эмпатию), символическую и фантастическую. Помогает продвижению к искомому решению и парадоксальное объединение понятий, относящихся к одному объекту: «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Горячий снег». На сеансе синектики приветствуется присутствие «чудаков». Оно вносит в работу разнообразие. Эти люди своими предложениями будят мысль, придают обсуждению «непричесанный» характер, наивными вопросами будоражат всех. Например, наблюдение за червем-древоточцем, пробуравливающим в древесине трубчатый канал, навело Брюнеля на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений. Синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.
Мозговая атака используется и как способ решения проблем, и как метод усвоения знаний, поскольку знания и опыт всех участников дискуссии становятся доступными для каждого и могут быть эффективно усвоены в ходе обсуждения. По мере накопления опыта группового обсуждения проблем участники приобретают такие полезные навыки, как умение кратко и точно излагать свою позицию, правильно воспринимать чужую и способность подчиняться заданным правилам дискуссии [72, 238].