Цель игры. Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Таких стихотворений можно найти много. Стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Дети говорят: «Качается»— это сейчас, а «упаду» — это еще будет». Или
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Дети говорят: «Уронили» — это было, «не брошу», — это будет».
Затем воспитатель объясняет правила игры: «Дети, я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех: «есть», «было» или «будет» — тем, которое подходит по смыслу». Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, дети отвечают.
Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть», «было» или «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.
|
|
— «Будет», — говорит воспитатель; — что можно придумать к этому слову?
— Я буду учиться.
— Я буду пионерка.
— Мы поедем к бабушке,— отвечают дети.
— Правильно. Это всё будет с вами в будущем. Теперь давайте поиграем. Когда я произнесу слово, вы все готовитесь отвечать, но ответит лишь тот, кому я брошу мяч.
— «Петь»,— начинает воспитатель и после небольшой паузы бросает мяч идиому из играющих.
— Я сижу.
— Я читаю.
— Мы рисуем.
— Мы занимаемся.
— Мама стирает. И т. д.
Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.
Закончи предложение
Цель игры. Учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять детей в правильном подборе слов.
Дети уже играли в игру «Дополни предложение». В данной игре ставятся более сложные задачи.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы...» — и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «чтобы было тепло... чтобы пойти гулять... чтобы не замерзнуть».
Воспитатель должен заранее подготовить ряд предложений, например: «Мы зажгли свет, потому что...», «Дети надели панамки, потому что...», «Полили рассаду, чтобы...» И т. д.
В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.