Наибольший удельный вес в общем объеме затрат на учреждения и мероприятия здравоохранения занимают расходы на стационарные больницы. Основным оперативно-сетевым показателем для определения расходов на стационарные больницы является количество больничных коек. Этот показатель определяется на основе плана экономического и социального развития.
Для каждой административной единицы количество больничных коек зависит от процента (уровня) госпитализации и оборота койки.
Процент госпитализации определяется по данным поликлиник о количестве больных, назначенных на госпитализацию по отношению к общему количеству населения по формуле
где П - процент госпитализации;
Ч - число людей, подлежащих госпитализации;
Н - численность населения.
Показатель оборота койки (О) определяется как отношение общего числа дней использования койки в году к средней продолжительности пребывания больного в больнице
где И - число дней использования койки в год;
Д - среднее число дней пребывания одного больного на койке.
|
|
На величину этого показателя влияет длительность пребывания больного в стационаре и время использования (функционирования) койки в течение года. Успехи в развитии медицины, применение эффективных способов лечения приводят к более быстрому излечиванию больных, сокращению длительности пребывания их в лечебном учреждении, к повышению показателя оборота койки.
Использование (функционирование) койки в течение года зависит от постановки больничного дела в данной местности, в частности от времени, когда койка остается незанятой. Поэтому при планировании используется показатель числа дней функционирования койки в год, который определяется как частное от деления общего числа койко-дней на среднегодовое количество коек. Расчетная норма средней занятости койки в год дифференцируется по видам учреждений здравоохранения и по месту их нахождения. В сельской местности время использования койки меньше, чем в городе. Например, по городским больницам число дней функционирования койки в год определено в 328-340 дней, по больницам в сельской местности - 313-320 дней, по домам ребенка - 360 дней и т. д.
Исходными данными для исчисления необходимого коечного фонда служат потребность населения в госпитализации (или коечном фонде) и оборот койки в год. Общая потребность населения в коечном фонде определяется по формуле
где К - необходимое количество коек;
Н - численность населения;
П - процент госпитализации;
О - оборот койки в год.
Пример. В городе областного подчинения 150 000 жителей. Количество больных, направленных в течение года на госпитализацию, - 15 000 человек. Процент госпитализации составит 10% (150000: 15000•100). В больнице одна койка функционирует в году 320 дней, средняя продолжительность пребывания больного в больнице - 16 дней. Оборот койки составит 20 дней (320: 16). Потребность в больничных койках - 750 коек [(150 000 *10) / 20* 100)].
|
|
Эта формула может быть дана и в более;развернутом виде:
где К, Н, П, Д и И являются теми же показателями, что и в предыдущих формулах.
Планирование стационарной медицинской помощи ведется по различным специальностям. При таком распределении коечного фонда учитывается потребность населения в тех или иных видах стационарной помощи, которая определяется на основании статистических данных о заболеваемости населения района, города, области, республики. Специализация коечного фонда по видам оказываемой помощи оказывает влияние на величину выделяемых на их содержание бюджетных ассигнований, так как денежные нормы расхода на питание, медикаменты и некоторые другие дифференцируются в зависимости от вида заболевания.
Стационарную помощь сельскому населению оказывают центральные, районные, а также участковые больницы. Планирование сети сельских больниц осуществляется в зависимости от потребностей сельского населения в тех или иных видах стационарной помощи, возможностей городских стационаров оказывать необходимую медицинскую помощь сельскому населению. Мощность районной больницы может изменяться в зависимости от количества коек участковых больниц, расположенных на территории данного сельского района. Если количество коек в участковых больницах в силу демографических, экономических или других причин сокращается, то появляется возможность соответственного увеличения мощности районной или центральной районной больницы.
Вопрос о количестве и размещении участковых больниц данного сельского района решается в каждом конкретном случае в зависимости от радиуса деятельности участковых больниц, плотности проживающего населения, экономической целесообразности их содержания.
При планировании используются показатели количества коек на начало и конец года, а также их среднегодовое количество. При расчете среднегодового количества коек кроме наличия коек на начало планируемого периода учитывается намеченное планом увеличение или уменьшение их в течение года.
Для определения среднегодовых показателей по учреждениям здравоохранения при индивидуальном планировании может применяться формула исчисления среднегодовых показателей, учитывающая время функционирования планируемого прироста:
где Кс - среднегодовое число коек;
Кн - число коек на начало года;
Кк - планируемый прирост, т. е. число вновь открываемых коек;
М - время функционирования вновь вводимых в данном году коек.
При сводном планировании по укрупненным показателям среднегодовое количество коек определяется исходя из среднего процента прироста коечной сети, который устанавливается с учетом плановых сроков ввода в действие объектов здравоохранения, а также выполнения планов развертывания сети за предыдущие годы.
Определяя среднегодовую сеть этим методом, получим:
где Кс, Кн, КК -те же показатели, что и в предыдущей формуле, а С - среднегодовой процент прироста сети.
Для исчисления расходов на питание больных и приобретение медикаментов необходимо исчислить количество койко-дней, которое определяется путем умножения среднегодового количества коек на число дней функционирования одной койки в году.
Число дней функционирования одной койки в году по каждому профилю коек различно и должно определяться с учетом отчетных данных. При их расчете необходимо учитывать возможность увеличения числа дней использования коек за счет лучшего их распределения по специализированным отделениям, а также сокращения сроков капитального ремонта учреждений здравоохранения и т. д.
|
|
При определении расходов по амбулаторно-nоликлиническому обслуживанию населения применяются показатели числа врачебных должностей и числа врачебных посещений. Сеть поликлиник и амбулаторий планируется исходя из количества врачебных посещений в год каждым жителем города, района или другой местности.
Число врачебных посещений - показатель, на основании которого определяются расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств при амбулаторно-поликлиническом обслуживании населения. Считается, что в среднем на одного городского жителя приходится 10 посещений, включая оказание врачебной помощи на дому, в том числе число посещений по терапии составляет 2,5 раза, хирургии - 1.4, по зубным болезням - 2 посещения в год.
Число посещений в поликлинике определяется исходя из числа среднегодовых врачебных должностей, числа часов работы врачей данной специальности в день, нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году.
Пример. Поликлиника имеет 20 должностей терапевтов: каждый терапевт оказывает медицинскую помощь 22 человекам в день. Один врач работает6 ч 30 мин, из них в поликлинике он принимает за 3 ч в день 15 человек (норма 5 человек в час) и оказывает помощь на дому за 3,5 ч работы 7 человекам (норма 2 человека в час). Количество человек, которых примут в день20 врачей - 440 (22*20). Число рабочих дней в году - 282. Следовательно, общее число врачебных посещений в год составит 124080 (440*282).
Показатель числа врачебных должностей применяется при определении расходов при амбулаторно-поликлиническом обслуживании населения. Этот показатель отражает совокупный объем работы врача определенной специальности за установленное время. Соответствующими нормами на 10 тыс. взрослого населения предусмотрено 11,8 должности врача, на 1000 детей - 1 врач-педиатр и на каждых 1000 детей 3 должности врачей других специальностей и т. д.
|
|
По нормам на одну врачебную должность установлено количество среднего и младшего медицинского персонала.
Для небольших по объему деятельности медицинских учреждений (фельдшерско-акушерские пункты, санэпидемстанции, дома санитарного просвещения и др.) расходы планируются в целом на учреждение.
Важным показателем при планировании расходов на учреждения и мероприятия здравоохранения являются нормы. При индивидуальном планировании отдельные виды затрат рассчитываются исходя из норм расходов на врачебную должность или койко-день (медикаменты, питание); при сводном планировании применяются сводные нормы расходов на одну единицу сети (койку, учреждение, врачебную должность).
2.4. Планирование расходов на содержание больниц
Планирование и финансирование расходов на содержание больниц осуществляются на основе сметы. Она является плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание больницы. Смета составляется на календарный год по установленной Министерством финансов типовой форме. В ней отражаются все расходы, включая затраты на стационар и другие структурные подразделения. Ассигнования по смете должны быть обоснованы расчетами по каждой статье. В смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.
Расчеты к смете составляются больницей исходя из производственных показателей (число коек, число должностей персонала, при наличии поликлинического отделения - число амбулаторных посещений и т. д.), действующего законодательства в части выплаты заработной платы, установленных норм расходов по отдельным видам затрат (питание, приобретение медикаментов, перевязочных средств, мягкого инвентаря), действующих государственных цен и тарифов.
В смете больницы приводятся общие сведения о кубатуре зданий по наружному обмеру, внутренней площади зданий, системе отопления, наличии водопровода и канализации, которые используются при планировании хозяйственных расходов и затрат на капитальный ремонт. Смета расходов больницы утверждается вышестоящей организацией.
Больницы, состоящие на бюджете, помимо ассигнований из бюджета могут иметь доходы и расходы по смете специальных средств.
Численность медицинских работников больниц определяется по штатным нормативам, которые утверждает Министерство здравоохранения РФ. Нормативы оплаты труда и должностные оклады устанавливаются решениями правительства. При планировании численность работников больницы подразделяется по категориям на врачебный персонал, средний и младший медицинский персонал, административно-хозяйственный и прочий персонал.
Число медицинских работников планируется с учетом норм нагрузки и условий обслуживания больных. По штатным нормативам медицинского персонала больниц должности врачей устанавливаются из расчета: одна должность на определенное количество коек по профилям. Например, одна должность врача-терапевта в городских больницах устанавливается на 20-25 коек, врача-хирурга - на 20-25 коек, врача-педиатра - на 20 детских коек. Число лечащих врачей определяется исходя из этого норматива и количества больничных коек в различных отделениях. К полученному числу добавляются штатные должности заведующих отделениями (из расчета одна должность на 30-60 коек), врачей лечебных кабинетов (физиотерапевтического, рентгеновского и др.), приемного покоя и некоторых других..
Штатные нормативы среднего и младшего медицинского персонала в больницах определяются с учетом круглосуточного обслуживания больных. Палатная медицинская сестра обслуживает, как п:равило, 15-30 коек, младшая медицинская сестра (санитарка) - до 40 коек. Общее число часов работы каждого поста, в год исходя из календарного числа дней и количества часов в сутки составляет 8760 (365.24).
Годовая норма рабочего времени медицинской сестры рассчитывается исходя из продолжительности рабочего дня (например, 6,5 ч) и календарного числа дней, за исключением праздничных, выходных дней и отпуска.
Пример. При продолжительности отпуска 24 дня годовая норма рабочего времени составит 1796,5 ч, а общая потребность на один круглосуточный пост (на 20-25 коек) определится в 4,87 штатной единицы медицинских сестер(8760: 1796,5). Санитарок (младших медицинских сестер) понадобится в этом случае 4,59 штатной единицы (8760: 1907).
Численность среднего и младшего медицинского персонала, исчисленная по указанным нормативам, дополняется штатными единицами старшей медицинской сестры, сестер и санитарок в лечебных кабинетах и др.
Численность административно-хозяйственного и прочего персонала планируется по типовым штатам, установленным Министерством здравоохранения РФ.
Число штатных должностей медицинских работников на начало планируемого года по смете определяется исходя из фактического наличия должностей на последнюю отчетную дату с учетом возможного укомплектования вакантных должностей до конца года, но не выше установленного расчетного числа должностей по смете расходов учреждения на конец года. При получении отчета за год, предшествующий планируемому, число штатных должностей на начало планируемого года приводится в соответствие с числом должностей на конец отчетного года.
Число штатных должностей на конец планируемого года определяется путем прибавления к числу должностей на начало года прироста должностей, при условии изменения объема работы учреждения и в зависимости от сроков введения новых коек. Среднегодовое число штатных должностей определяется в том же порядке, как и среднегодовое число коек.
К смете прилагается тарификационный список по форме, установленной Министерством здравоохранения РФ. Он является основным документом для определения должностных окладов медицинских работников. В нем указываются должность, образование, стаж работы, нагрузка и должностной оклад медицинского работника.
Планирование расходов на здравоохранение осуществляется по статьям затрат.
Расходы на заработную плату составляют свыше 60% затрат учреждений здравоохранения. Фонд заработной платы работников медицинских учреждений исчисляется исходя из численности работников и ставок заработной платы.
Численность штатных должностей по каждой группе персонала определяется на начало, конец планируемого года и среднегодовая. Численность на начало года устанавливается по фактическому их наличию на последнюю отчетную дату, на конец года - с учетом прироста или уменьшения должностей в соответствии с изменением объема работы медицинского учреждения. Среднегодовое количество должностей рассчитывается так же, как среднегодовое количество коек.
Ставки заработной платы штатных работников дифференцируются по категориям должностей: врачи, средний и младший медицинский персонал, административно-хозяйственный и прочий персонал, а внутри каждой категории - по занимаемой должности, виду учреждения, месту и стажу работы по специальности. Такая дифференциация учитывает квалификацию работников и условия их работы. Если в течение планируемого периода предусматривается изменение кубатуры зданий, то определяется среднегодовая кубатура с учетом времени ее увеличения или уменьшения.
Пример. Кубатура здания больницы по внешнему обмеру на период раз работки сметы равна 50 000 м3. С 1 июля ожидается ввод в действие нового корпуса больницы на 6000 м3. Среднегодовая кубатура составит 53000 м3 [50000 + (6000* 6 мес. / 12 мес.)].
Потребность в топливе рассчитывается исходя из кубатуры отапливаемого здания, климатических условий и системы отопления, установленных норм и действующих цен и тарифов. Нормы на отопление применяются в единицах условного топлива на 1 м отапливаемого помещения по наружному обмеру на весь отопительный период и дифференцируются в зависимости от типа здания и длительности отопительного сезона.
Отдельно определяются расходы по приобретению топлива для приготовления пищи, на санитарно-гигиенические и другие нужды. Расчет в основном ведется на одну койку в год исходя из фактических затрат за предыдущие годы. Если здание больницы отапливается теплоцентралью, расходы на топливо предусматриваются в соответствии с заключенным договором.
Расходы на освещение исчисляются исходя из общей площади здания и фактических затрат на 1 м2 площади больницы. На расходы по электроэнергии для лечебных целей и технических нужд составляют отдельный расчет.
Расходы на текущий ремонт зданий определяются в зависимости от внешней кубатуры зданий больницы, как правило, из расчета 6,5 коп. на 1 м3 на ремонт инвентаря и оборудования — в процентах к их балансовой стоимости.
Остальные виды затрат по этой статье предусматриваются в основном исходя из их динамики за ряд предшествующих лет.
Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств определяются по установленным расчетным нормам расходов на одного больного в день из расчета: в стационаре -на койко-день, в поликлиническом отделении больницы — на врачебное посещение. Нормы на приобретение медикаментов дифференцируются не только по профилям коек, но и по видам учреждений.
При сводном планировании расходы на медикаменты по видам учреждений исчисляются по среднему расходу на единицу нормирования (койко-день, врачебная должность, учреждение).
Расходы на приобретение оборудования и инвентаря планируются в пределах табеля оборудования больниц и поликлиник, утверждаемого Министерством здравоохранения РФ. По этой статье предусматриваются расходы на приобретение медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря, медицинских аппаратов, приборов и инструментов, медицинской мебели и прочих предметов, связанных с лечением больных. Планирование осуществляется на основе материально-денежных норм и утвержденных перечней оборудования и инвентаря для больниц и поликлиник.
Оснащение больниц необходимым оборудованием производится в пределах ежегодно выделяемых по этой статье бюджетных ассигнований. Объем затрат для действующих больниц предусматривается в сметах с учетом наличия годного к использованию оборудования на начало года. Оборудование больниц, построенных по плану государственных капитальных вложений, производится за счет сметы по капитальному строительству.
Расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (на приобретение и изготовление для медицинских учреждений белья, одежды, обуви, и постельных принадлежностей) рассчитываются исходя из норм оснащения мягким инвентарем, приведенных в табеле оснащения этим инвентарем больниц и поликлиник, утвержденным приказом министра здравоохранения РФ, с учетом обеспеченности мягким инвентарем и степени износа имеющегося мягкого инвентаря и обмундирования.
Ассигнования по статье «Капитальный ремонт зданий и сооружений» планируются данному лечебному учреждению вышестоящей организацией на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с дефектными актами, технической документацией по установленным нормам и расценкам.
2.5. Планирование расходов на содержание поликлиник
Планирование расходов на содержание поликлиник осуществляется на основе сметы. В этих учреждениях основными производственными показателями являются число врачебных должностей и врачебных посещений. Сеть поликлиник и амбулаторий планируется исходя из количества врачебных посещений в год каждым жителем города, района или другой местности. В среднем на одного городского жителя приходится 9,5—10 посещений в год, включая врачебную помощь на дому. По отдельным видам помощи эти показатели дифференцированы.
При использовании указанных нормативов учитываются конкретные условия, которые могут вызвать отклонения от средних величин; например, городские учреждения могут обслуживать значительную часть сельского населения, при крупных предприятиях и организациях функционируют здравпункты, поликлиники, а иногда и поликлиники со стационаром. На уровень заболеваемости и характер заболеваний отдельных групп населения может оказывать влияние профиль предприятий и т. п.
Амбулаторно-поликлиническая помощь в городах строится по участково-территориальному принципу. В связи с этим вся территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на врачебные участки. Штаты врачебного персонала устанавливаются с учетом норм нагрузки, дифференцированных по видам заболеваний и численности населения. Число штатных должностей медицинских специальностей определяется по штатным нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ.
При расчете врачебных должностей учитывается численность населения, наличие на территории, обслуживаемой поликлиникой, других учреждений, осуществляющих амбулаторно-поликлиническое обслуживание этого населения.
При определении врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях или отделениях на планируемый год следует учитывать фактическое количество врачебных посещений за предшествующие годы. Число врачебных посещений в поликлинике рассчитывается исходя из среднегодового числа врачебных должностей, установленных по смете, часов работы врачей данной специальности в день, нормы приема больных в час и рабочих дней в году.
Штаты среднего и младшего медицинского персонала поликлиник устанавливаются, как правило, исходя из числа врачебных должностей, Например, на одну штатную должность врача-хирурга городской поликлиники полагаются две должности медицинской сестры, одна — санитарки; на одну должность терапевта — одна должность медицинской сестры и 0,3 должности санитарки и т. д.
Фонд заработной платы медицинских работников и других категорий работников поликлиник определяется исходя из численности работников и их должностных окладов. Размеры должностных окладов устанавливаются в зависимости от стажа работы. При определении стажа работы медицинских и фармацевтических работников следует учитывать, что месяц работы в сельской местности, поселке городского типа и рабочем поселке засчитывается за 1,2 месяца работы в городе.
В смете поликлиники в отличие от сметы больницы отсутствуют расходы на питание, а затраты на приобретение медикаментов и перевязочных средств ниже, чем в больнице. Вместе с тем расходы на заработную плату, например, в городских поликлиниках составляют более 70% затрат на их текущее содержание против 60% в городских больницах.
Расходы на приобретение медикаментов для поликлиники определяются на одно врачебное посещение по установленным Правительством РФ расчетным нормам.
Оснащение мягким инвентарем поликлиник, амбулаторий, амбулаторно-поликлинических подразделений больничных учреждений, медико-санитарных частей производится по наименованиям изделий исходя из количества предметов на одну врачебную должность, срока службы мягкого инвентаря и степени оснащенности им учреждения.
Расходы по другим статьям сметы поликлиники рассчитываются по методике, принятой для больниц.
2.6. Планирование расходов на лечебные и санитарно-профилактические учреждения и мероприятия
В настоящее время медицинскую помощь населению оказывают различные по своему назначению и характеру деятельности учреждения здравоохранения. Классификацией доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик предусмотрено выделение затрат не только на лечебно-профилактические учреждения, но и на санитарно-профилактические учреждения и мероприятия и прочие учреждения и мероприятия. Кроме того, в классификации доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов выделена группа «Прочие расходы».
Санитарно-профилактические учреждения и мероприятия включают санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные станции, мероприятия по борьбе с эпидемиями и др.
К расходам на прочие учреждения и мероприятия относятся затраты по обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны, на содержание бюро судебно-медицинской экспертизы. Прочие расходы включают расходы по содержанию централизованных бухгалтерий и групп по централизованному хозяйственному обслуживанию больниц и других учреждений здравоохранения.
В системе здравоохранения большое внимание уделяется санитарно-профилактическим мероприятиям. При планировании затрат на эти цели должны учитываться возможности и потребность в госпитализации инфекционных больных, организация дезинфекционного, прививочного и санитарного дела, степень удовлетворения потребностей района, области, республики в санитарно-профилактических учреждениях и обеспеченность их необходимыми препаратами и оборудованием.
В сметах санитарно-эпидемиологических станций более 50% затрат составляют расходы на приобретение медикаментов, около 40% - заработная плата. В сметах домов санитарного просвещения большая часть затрат приходится на заработную плату работников и приобретение специальной литературы (соответственно около 45 и 40%). Расходы на содержание этой группы учреждений здравоохранения планируются по статьям затрат, как правило, на уровне фактических расходов предыдущих лет.
К прочим мероприятиям по здравоохранению относятся направление больных на лечение в другие города, протезирование, централизованная оплата бланков медицинской отчетности, содержание вычислительных центров, перемещение медперсонала, проведение медицинских съездов и конференций и др. Затраты на эти цели планируют в основном на уровне предшествующих периодов.
Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
Объем расходов на оплату труда в целом по отрасли складывается из расходов на оплату труда по каждой целевой статье. Расчет расходов на оплату труда по каждой целевой статье производится исходя из количества штатных единиц и средней заработной платы по данному типу учреждений.
Начисления на фонд оплаты труда рассчитываются на основе установленных Правительством РФ нормативов обязательных начислений на фонд оплаты труда: в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд и т.д.
3.1. Порядок и условия установления окладов работников
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Руководитель федерального бюджетного учреждения определяет размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:
· набору исполняемых трудовых функций;
· сложности труда;
· интенсивности труда;
· результативности труда.
А также с учетом:
· требований к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности) в соответствии с профессиональной квалификационной группой;
· уставных целей;
· требований к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.
3.2. Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников
Табл. 4.2.Профессиональная квалификационная группа "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"
Квалификационные уровни | Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень | санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица |
Табл.4.3.Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"
Квалификационные уровни | Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень | гигиенист стоматологический; инструктор- дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; продавец оптики; младший фармацевт; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор |
2 квалификационный уровень | помощник врача по гигиене детей и подростков врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога лаборант; медицинская сестра диетическая; рентгенолаборант |
3 квалификационный уровень | медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра участковая; медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский оптик-оптометрист |
4 квалификационный уровень | акушерка; фельдшер; операционная медицинская сестра; медицинская сестра - анестезист; зубной врач; медицинский технолог; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант |
5 квалификационный уровень | старший фармацевт; старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра) |