Направления работы психолога-консультанта
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
1. Младший школьный возраст составляет период от 7 до 10 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей младшего школьного возраста психолог-консультант осуществляет свою работу в направлениях преодоления:
• трудностей в обучении;
• трудностей социальной адаптации в новом коллективе и в новой для ребенка обстановке.
2. Трудности в обучении и социальной адаптации могут иметь следующие психологические причины:
• переход от дошкольного возраста к младшему школьному и связанные с этим изменения в жизни ребенка:
- появление новых видов деятельности;
- появление нового социального окружения, новых правил поведения и вызванные с этим трудности адаптации;
- изменение статуса ребенка, который теперь называется школьником;
- появление обязательств и ответственности;
• трудности в семье ребенка:
- распад семьи;
- грубость в отношениях;
- алкоголизм;
- антиобщественное поведение родителей;
- равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании;
- неумелая помощь детям;
• различные мозговые нарушения, заболевания.
3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации имеет свои направления:
Консультант в работе с данной проблематикой должен ориентироваться на следующие основные этапы:
• диагностика умственных нарушений;
• диагностика причин неуспеваемости в школе и оказание коррекционного воздействия на основе полученных результатов;
• проведение групповых занятий, имеющих различные цели:
- развитие навыков социального взаимодействия;
- повышение интереса к учебе через игру;
- повышение познавательной активности и мотивации учебной деятельности;
• анализ влияния семьи на успеваемость ребенка и работа с родителями, включающая:
- информирование о психологических причинах трудностей учебы;
- коррекцию родительского отношения к ребенку, к его успехам и неудачам, формирование адекватной оценки качеств ребенка, не завышение, но и не занижение его способностей;
- выработку стратегии эффективного поведения родителей по отношению к ребенку и его проблеме, помогающее преодолеть трудности.
Вопрос 58. Особенности психологического консультирования подростков и юношества
Понятие подросткового возраста