Анализ ситуации

С начала 1999 года российская экономика демонстрирует позитивную динамику развития: выросло производство ВВП и промышленной продукции, впервые после 1992 года отмечен рост частных инвестиций, в том числе в основной капитал, выросла доля денежных расчетов в экономике, несколько улучшилось положение дел с федеральным бюджетом. Улучшение произошло, в основном, из-за благоприятной конъюнктуры, и без качественных преобразований в российской экономической системе оно не будет устойчивым. Накопленные же социальные проблемы, перед решением которых стоит Россия, требуют стабильного долгосрочного роста экономики. Что может обеспечить его?

Даже начало преодоления разрыва уровня экономического развития России и ведущих стран предполагает коренное изменение многих сторон хозяйственной жизни страны, исключительных усилий государства, бизнеса и граждан. Для этого необходимо качественное повышение эффективности российской экономики, проявлением чего явилось бы превращение России из страны, вывозящей капитал и ввозящей товары с высоким уровнем добавленной стоимости, в страну, ввозящую капитал и вывозящую товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Для решения этой задачи государство должно обеспечить формирование современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан, превращение России в страну, притягательную для иностранных инвестиций. Иными словами, речь идет о формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, об обеспечении высокого уровня экономической свободы.

Ключевыми элементами этого климата являются обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, ответственная бюджетная и денежная политика.

Исходным условием формирования эффективной экономической системы и благоприятного делового климата является защита прав собственности. Это важнейшая обязанность государства. Ее выполнение требует прежде всего законодательства, исключающего возможность нецивилизованной национализации, а также устанавливающего четкие правила инициирования и процедуры ее проведения, включая соответствующие компенсации. В стране должна утвердиться такая атмосфера, когда и российская система права, и общественное мнение категорически отвергают саму идею передела собственности, пересмотра итогов приватизации, кроме как в судебном порядке.

Другим ключевым условием оптимального развития национального капитала является создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей – один из важнейших приоритетов экономической политики.

Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста является обеспечение оптимального баланса во взаимоотношениях частного предпринимательства и государства. Последовательное проведение в этом вопросе линии на дерегулирование будет способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Вместе с тем только этот подход позволит четко очертить сферу государственного регулирования экономических процессов. Государство, сосредоточившись на эффективном выполнении своих базовых функций защиты безопасности, прав и свобод граждан и бизнеса, гаранта соблюдения правил игры и власти единого для всех закона, должно отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса.

Приступая к решению задач модернизации и экономического роста, мы обязаны делать ставку на эти стимулы, связываемые с частной собственностью и свободным предпринимательством. Предпосылки для развития сильных стимулов деловой активности, для высокого уровня сбережений и эффективных инвестиций пока еще не созданы. В совокупности эти предпосылки составляют предпринимательский и инвестиционный климат. Кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России является ключевой задачей предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост, а также ответ на вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия, будут невозможны.

В последние 25 лет в стране наблюдается сокращение основного капитала и нарастающее технологическое отставание от развитых стран. Начиная с 1990 года, в России происходил естественный для переходного периода процесс сокращения накопления и инвестиций ради поддержания уровня потребления. В итоге доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП возросла в 1999 году до 68,6% против 62,6% в 1991 году, а валовых инвестиций снизилась до 15,1% против 37% в те же годы. Сейчас в России норма накопления ниже, чем во всех развитых странах и, тем более, чем в развивающихся странах с высокими темпами роста.

Производственный аппарат страны устарел не только морально, но и физически. Если в 1970 г. средний возраст производственного оборудования в промышленности составлял менее 8,5 лет, то к концу 1998 г. он вырос в два раза. Степень износа основных фондов в промышленности за этот же период возросла с 25,7% до 53%. Конечно, сокращение инвестиций в какой-то мере отражало переход от расточительного советского инвестиционного режима в более рациональному, рыночному. Однако очевидно, что без масштабного обновления производственного аппарата и развития технологического потенциала нам угрожает снижение конкурентоспособности российских товаров даже на внутреннем рынке при слабых шансах занять устойчивые позиции на рынках других стран.

Значимым фактором последнего десятилетия является существенный отток капитала, который составил приблизительно 130-150 млрд. долларов за период 1993- 1999 гг. Ежегодный отток капитала в объеме 10-20 млрд. долларов оказывает дестабилизирующее влияние на российскую финансовую систему, и резко сокращает как собственные инвестиционные ресурсы российской экономики, так и привлеченные из мировой экономики, поскольку потенциальные инвесторы получают убедительный сигнал о неблагоприятности условий, предоставляемых российской экономикой, для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Существенным ограничением для роста является огромный по масштабам экономики государственный долг, в первую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях. В конечном итоге критерием успешного решения задачи улучшения инвестиционного климата в России до требуемого уровня с учетом международной конкуренции явится изменение направления потоков капитала - не из России, а в Россию, в размерах, достаточных для модернизации и достижения высоких темпов экономического роста.

Предпринимательский и инвестиционный климат характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе:

- политическая стабильность и предсказуемость;

- макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

- защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

- уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов;

- уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции;

- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

- качество банковской системы и других финансовых институтов;

- компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

- открытость экономики;

- уровень монополизации рынков, величина барьеров входа на рынок;

- уровень развития инфраструктуры;

- качество рабочей силы.

На базе анализа перечисленных факторов предприниматель оценивает степень риска своей деятельности и определяет приемлемый для него уровень доходности на инвестируемый капитал. В конечном итоге именно такие оценки предопределяют направление потоков капитала на мировом рынке.

Потенциально в России существуют огромные возможности для высокодоходных инвестиций. Политическая стабильность и предсказуемость, которые в последние годы оценивались крайне низко, после парламентских и президентских выборов стали возможны. Общие ожидания действенной исполнительной власти, способной сотрудничать с властью законодательной, существенно улучшают предпринимательский и деловой климат. В макроэкономике ожидания сейчас также положительные, хотя они легко могут поменять знак.

Два наиболее существенных фактора, ухудшающих условия для эффективного бизнеса - наличие крупного нерыночного сектора и распространенность теневой экономики.

Не менее четверти общего числа российских предприятий составляют нерыночный сектор. Они сохраняются вследствие явного или скрытого субсидирования, неплатежей и бартера, будучи не в состоянии производить и продавать конкурентоспособную продукцию за деньги и по нормальным ценам, покрывающим издержки.

Подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться. Объем текущей кредиторской задолженности только по крупным и средним предприятиям составляет 65 процентов по отношению к годовому ВВП. При этом замедление темпов прироста дебиторской и кредиторской задолженности в экономике, вызванное крахом рынка ГКО, в середине 1999 года прекратилось, и в настоящее время мы наблюдаем ускорение темпов прироста взаимной задолженности предприятий. Нерыночный сектор оттягивает ресурсы, необходимые для развития и распространяет нездоровые экономические и финансовые отношения на всю экономику.

Второй негативный фактор - высокий удельный вес теневой экономики, использование значительной частью российских компаний, наряду с бартером, наличных расчетов, а также расчетов через оффшорные зоны с целью ухода от уплаты налогов и сокрытия иных нелегальных операций.

Недостаток кредитов плюс финансово-экономическая и управленческая слабость значительной части российских предприятий, смыкаясь, образуют своего рода ловушку, серьезный тормоз на пути экономического подъема, создают высокие риски для инвестиций.

Высокий риск для инвесторов, в первую очередь портфельных, обычно выступающих в роли младших акционеров, создают нарушения их прав собственности, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля над предприятием группировками, не обладающими необходимыми инвестиционными ресурсами, как правило, позволяет разворовывать имущество предприятия, доводить его до банкротства.

Риски для инвестора несет в себе также недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства, а также самой процедуры банкротства. Часто наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства, а безнадежные предприятия избегают этой процедуры.

Серьезный ущерб наносят случаи непредставления информации, предусмотренной действующим законодательством, о деятельности предприятия и его финансовом состоянии.

Низкие стандарты раскрытия информации о деятельности компаний препятствуют привлечению внешних инвесторов, в первую очередь иностранных.

Отсутствуют механизмы перераспределения собственности в пользу эффективных собственников; в структуре собственности многих предприятий высока доля аффилированных лиц. Права меньшинства акционеров игнорируются и ущемляются.

Среди проблем обеспечения прав собственности наиболее острые связаны с интеллектуальной собственностью. Защита прав собственников осуществляется слабо. Широко распространена подделка продукции, снискавшей популярность качеством и массированной рекламной поддержкой.

При приобретении государственной собственности основные проблемы инвесторов связаны с тем, что для продажи, как правило, предлагается плохо специфицированный имущественный комплекс, информация о самом факте продажи которых труднодоступна. Дополнительные проблемы создает исключение из имущественного комплекса земельного участка, который должен продаваться вместе с объектом недвижимости.

Существуют проблемы в законодательстве. Не завершена работа над Налоговым кодексом (принята только первая часть), до сих пор не сформировано законодательство, регулирующее земельные отношения, технологию оборота недвижимости. До сих пор нет закона о регистрации юридических лиц, хотя эта процедура является одной из самых привлекательных для правонарушений и случаев коррупции. Наиболее остро ощущается отсутствие закона, регламентирующего процедуры возможной национализации и устанавливающие надежные гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.

Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и регионального законодательства. Есть сферы не урегулированные федеральным законодательством, например, ограничение масштабов субсидирования реального сектора экономики (прежде всего сельского хозяйства). Однако самая главная проблема – плохое исполнение законов. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение. Серьезной причиной неисполнения законов является неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права.

Следующая проблема - несоблюдение обязательств по контрактам. Деловая этика, обычаи делового оборота, являющиеся неотъемлемыми элементами рыночных отношений, находятся на низком уровне для подавляющей части агентов российской экономики, так как возникновение новых форм деятельности не сопровождалось адекватным и своевременным развитием механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств.

Значительным изъяном российской экономической системы является плохое информационное обеспечение бизнеса, что существенно искажает сигналы, на которые ориентируются экономические агенты при принятии решений. Низкое качество, неравнодоступность и ограниченность информации о контрагентах вносят существенное искажение в решения экономических агентов об эффективном распределении ресурсов и не позволяет предпринимателям строить прогнозы с приемлемой точностью.

Развитие бухгалтерского учета в России недостаточно увязано с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне: часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах в международном учете. В составе органов, задействованных в процессе реформирования бухгалтерского учета, на сегодняшний день практически отсутствуют специалисты в области международной практики бухгалтерского учета. Темпы реформы снизились.

Для формирования у бухгалтерских кадров уровня квалификации, соответствующего потребностям рыночной экономики, необходимо перестроить систему бухгалтерского образования. Экспертиза показывает, что общая потребность в подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров составляет около 3 млн. человек.

Российские банки слабы, как в финансовом плане, так и в профессиональном. Не существует эффективной системы банковского надзора, что также неявно сказывается на перспективах инвестиционной деятельности.

Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватной правовой основы, достаточного количества профессиональных управляющих, а также низкой рентабельностью инвестиционной деятельности. Институты финансового рынка, в первую очередь коммерческие банки и страховые компании, в значительной мере используются в различного рода схемах ухода от налогообложения, обналичивания денег и т.д.

Российское государство плохо справляется с функцией регулирования экономики. Избыточное бюрократическое регулирование одних сторон хозяйственной жизни происходит при практически полном отсутствии влияния государства в других сферах, где этот контроль действительно необходим. В такой ситуации ограничивается сфера действия конкурентных механизмов, и повышаются издержки бизнеса.

В российской экономике высокие барьеры входа на рынок, создаваемые не уровнем рыночной конкуренции, а административными предписаниями. От забюрократизированности процедуры открытия нового предприятия страдают и отечественные предприниматели, и иностранные, что приводит к потере значительных потенциальных инвестиций. Но особенно от высоких административных «барьеров входа» страдает малый и средний бизнес. Теряет и государство, поскольку гораздо проще и эффективнее оказывается вести незарегистрированную, то есть не облагаемую налогом, хозяйственную деятельность.

Также неблагоприятна среда функционирования бизнеса. Хозяйственная деятельность является объектом внимания примерно трех десятков контролирующих инстанций, которые действуют по своим внутриведомственным инструкциям. Масштабы контроля и разного рода проверок почти ничем не ограничены, как не ограничены и возможности использования этого рычага для ограничения конкуренции в пользу отдельных (дружеских власти) коммерческих структур или для вымогания взяток.

Велико влияние на отечественную экономику естественных монополистов, которые в современном виде представляют собой мощные не только хозяйственные, но и политические образования, в значительной мере находящиеся вне контроля властей.

Государство часто выступает в качестве принудительного партнера коммерческих структур, и, пользуясь своим положением, не выполняет своих обязательств (например, по оплате электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг государственными организациями, лекарств государственным больницам и др.)

Реализуемый Банком России в настоящее время вариант валютного регулирования предполагает по сути запретительный режим для иностранных инвестиций, осуществляемых в полном соответствии с российским законодательством, который частично стимулирует инвесторов к обходу законодательства. В то же время не существует механизмов контроля над тем капиталом, который проникает в Россию, минуя легальные схемы, и тем более не существует эффективных механизмов, препятствующих вывозу капитала из страны.

Проблемы в области внешней торговли по большей части связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, которые подлежат сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в ЕС. В тоже время российские экспортеры подвергаются дискриминации на мировых рынках, так как Россия не является членом ВТО и ряда других организаций, регулирующих международные отношения, и политическое влияние во многих регионах мира ослаблено.

На инвестиционный климат в целом неблагоприятно влияет политика местных властей, которые, как правило, стремятся захватить собственность, соорудить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции, создать препятствия для миграции рабочей силы, совмещать функции хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Часто наблюдаются также необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов; необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности; установление не предусмотренных в законодательстве поборов и лицензий; прямая коррупция. Существенным тормозом развития рыночных отношений в экономике является устаревшее трудовое законодательство и неразвитость рынка труда, что препятствует заключению полноценных контрактов и изменениям в структуре и распределении трудовых ресурсов. Это усугубляется низкой мобильностью населения, возникающей из бюджетных ограничений домохозяйств, административных правил, действующих на региональном уровне, высокой дифференциации цен на недвижимость и локализации рынков жилья, слабой развитости миграционной инфраструктуры.

России остро требуется радикальное улучшение инвестиционного климата, ибо ныне он, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, остается весьма непривлекательным. Вместе с тем быстро и круто изменить ситуацию практически невозможно. Многие процессы объективно имеют длительный характер. Следовательно, разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

Цели

В наибольшей степени целям создания благоприятного инвестиционного климата соответствовал бы следующий комплекс мер. Предпринимаются решительные шаги по укреплению финансовой дисциплины и ликвидации нерыночного сектора. В течение 3-4 лет предприятия, производящие отрицательную добавленную стоимость либо реструктурируются, либо закрываются. При этом реализуются социальные программы, позволяющие не допустить или существенно смягчить негативные последствия реструктуризации для людей. Тем самым снимается важнейший источник бартера, неплатежей, применение взаимозачетов и денежных суррогатов.

Ликвидация нерыночного сектора может повлечь за собой временное сокращение объемов производства и занятости. Однако следует учесть, что нерыночный сектор, охватывая значительное число предприятий, занимает намного более скромный удельный вес в объемах производства. Возможное сокращение выпуска и занятости будет в короткие сроки (1-2 года) компенсировано ускоренным развитием рыночного сектора.

Укрепление институтов государственной власти, повышение доверия к банковской системе, общее улучшение условий для деловой активности плюс избавление от нерыночного сектора плюс осуществление дополнительных мер по достижению общественного согласия относительно необходимости резкого сокращения нелегальных операций, приводят к выводу значительной части экономики из тени. Сокращаются объем наличного оборота, оборота через оффшорные зоны, долларизация. Прекращается связанный с этим вывоз капитала. Укрепляется банковская система, увеличивая объем привлекаемых кредитных ресурсов и выделяемых кредитов реальной сфере, быстро растет ее капитализация. На этой почве быстро развиваются и финансовые рынки, в первую очередь корпоративных ценных бумаг.

Частные инвестиции привлекаются, как правило, не льготами и преференциями, но общим улучшением условий инвестирования, снижением рисков. Льготы же, напротив, последовательно отменяются. В итоге повышается эффективность инвестиций и следом за этим склонность к накоплению, в том числе средних и мелких инвесторов, населения.

При этом сценарии уже через 5-7 лет объем отечественных инвестиций в основной капитал может возрасти до 23 - 25 % ВВП, привлечение прямых иностранных инвестиций - до 20-25 млрд. в год.

Глобальная цель на предстоящий период - достижение высоких устойчивых темпов экономического роста, это позволит решать накопившиеся социальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международные позиции страны.

Такой рост возможен лишь при проведении широкомасштабной модернизации и структурных изменениях в российской экономике, повышении ее эффективности и конкурентоспособности.

Достичь этого удастся только при осуществлении масштабных инвестиций в основной капитал. Это предполагает повышение доли накопления в ВВП, прекращение вывоза капитала и, напротив, значительный приток иностранных инвестиций, повышение эффективности вложений.

Требуемые объемы и качество инвестиций могут быть достигнуты только при опоре на частные инвестиции. А они чрезвычайно чувствительны к условиям для бизнеса и инвестиций. Отсюда одна из главных целей экономической политики на среднесрочную перспективу, продиктованная глобальной целью - кардинальное улучшение делового и инвестиционного климата.

Основными задачами, решение которых непосредственно влияет на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, являются:

- выравнивание условий конкуренции;

- дерегулирование экономики;

- защита прав собственности и улучшение корпоративного управления;

- повышение прозрачности российских компаний, реформирование бухгалтерского учета и статистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: