Обеспечение прозрачности предприятий, реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчестности

Понятность, прозрачность, полнота, достоверность и оперативность представления финансовой и экономической во многом определяют действия инвесторов, так как влияют на скорость принятия решений и направления финансовых потоков, поэтому для улучшения инвестиционного климата и создания полноценной рыночной экономики необходимо создание благоприятной информационной среды бизнеса, для чего требуется:

- повышение финансовой и организационной прозрачности предприятий;

- увеличение достоверной, оперативной, и общедоступной статистики о состоянии экономики в целом;

- активизация работы государственных структур по связям с общественностью для разъяснения своих действий и формирования у потенциальных инвесторов стабильных положительных оценок инвестиционного климата в России.

В области бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо проведение реформы бухгалтерской отчетности, направленной на внедрение новых национальных стандартов, отвечающих современным требованиям учета в условиях рыночной экономики и совместимых с международными стандартами.

При разработке стандартов бухгалтерского учета должны быть реализованы такие подходы к составлению бухгалтерской отчетности, которые обеспечат формирование отчетной финансовой информации исходя из приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их формой. Это предполагает, что информация финансовой отчетности жестко не привязана к нормам гражданского, налогового и другого законодательства.

Должно быть завершено создание модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения. При этом предполагается, что базой определения налоговых обязательств хозяйствующих субъектов являются данные, формирующиеся в бухгалтерском учете, а переход из одной системы показателей в другую осуществляется путем минимально необходимых, понятных и относительно легко реализуемых на практике корректировок вне системы бухгалтерского учета.

Необходимо утвердить Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Она должна определять основы построения системы бухгалтерского учета в новой экономической среде, складывающейся в стране, а также ориентиры в деятельности различных органов и организаций, занятых нормативным регулированием бухгалтерского учета.

Для того чтобы стандарты бухгалтерского учета получили признание и к ним возникло доверие со стороны широкого круга пользователей, а также для включения профессионального сообщества в процесс принятия стандартов, целесообразно создать Комитет по стандартам бухгалтерского учета из небольшого числа специалистов, имеющих высокую квалификацию в области бухгалтерского учета и практический опыт работы с Международными стандартами финансовой отчетности. Основной задачей такого Комитета должна стать экспертиза соответствия стандартов бухгалтерского учета условиям рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, и Международным стандартам финансовой отчетности.

С целью быстрого и наиболее эффективного включения профессионального сообщества в дальнейшую работу по реформированию бухгалтерского учета необходимо поддерживать становление и развитие независимого профессионального объединения — Института профессиональных бухгалтеров России. Вместе с тем нужно иметь в виду, что в дальнейшем, по мере усиления позиций профессионального сообщества следует перейти к реализации идеи множественности профессиональных объединений.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без постоянного и активного сотрудничества с международными организациями. Необходимо наладить постоянную систематическую работу со следующими международными организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности; Международной Федерацией бухгалтеров; Секцией по бухгалтерскому учету Комитета ООН по торговле и развитию; Организацией экономического сотрудничества и развития. Контакты с международными организациями должны осуществляться как на государственном уровне, так и на уровне общественных профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.

Международную помощь в реформировании российской системы бухгалтерского учета должна координировать межведомственная комиссия по бухгалтерскому учету. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы должен выполнять Международный центр по реформе бухгалтерского учета.

Переход на новые стандарты бухучета потребует значительных капитальных вложений в переобучение специалистов и переоснащение их деятельности.

Потребуется ужесточить государственный контроль над процессом раскрытия информации, которую предприятия должны раскрывать в соответствии с действующим законодательством. Одновременно необходимо осуществить комплекс мер по повышению эффективности негосударственной проверки подлинности раскрываемой информации. В этой связи требуется ужесточение контроля деятельности аудиторов.

Для стимулирования перехода предприятий на новые стандарты отчетности разработать критерии, связывающие уровень и объем государственного финансирования предприятий с уровнем и качеством раскрываемой информации.

Для развития рыночных отношений необходимо повысить уровень и качество информационного обеспечения всех участников хозяйственной деятельности и государства:

- интегрировать информационные ресурсы государственных органов. Создать федеральную информационную сеть и упростить процедуры обмена информацией между различными ведомствами, используя современные информационные технологии. Произвести сравнение форматов данных, предоставляемых экономическими агентами различным контрольным службам, для устранения дублирования между ними. Обязать все органы исполнительной власти оперативно размещать публично доступную информацию в Интернете;

- повысить требования к согласованности и оперативности данных, предоставляемых Госкомстатом. Увеличить объем бесплатной информации, размещаемой в Интернете;

- наладить специальную информационную деятельность по подготовке субъектов хозяйственной деятельности и органов исполнительной власти к предстоящим переменам, поскольку в противном случае адаптация к новым правовым условиям будет более длительной;

- работа по связям с общественностью с точки зрения инвестиционного климата подразумевает информирование потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах, инвестиционных миссий за рубежом. Эти действия помогут создать обратную связь между государством и обществом, повысить уровень доверия к действиям исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: