Телефонное консультирование
Факультет психолого-педагогический
Специальность 030301.65 Психология со специализацией «030301.65.14 - Психологическое консультирование»
Всего часов – 64/64 (з.о)
Лекции – 16/8 (з.о)
Семинары – 16 /4 (з.о)
Самостоятельная работа – 32/52 (з.о)
Форма отчетности: зачет – 8 семестр, 9 семестр (з.о).
Программа составлена на основе стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология»
Кадровое обеспечение: доцент Терещенко В.В.
Утверждена на заседании кафедры
протокол № 1 от «2» октября 2011 года
Зав. кафедрой Селиванов В.В.
Смоленск - 2011
Содержание
1. Требования государственного образовательного стандарта…………………3
2. Организационно-методический раздел………………………………………..4
3. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ…………………6
4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины………………..8
5. Содержание учебной дисциплины…………………………………………….10
6. Семинарские занятия……………………………………………………………12
|
|
7. Самостоятельная работа студентов…………………………………………….19
8. Формы итогового контроля знаний……………………………………………22
9. Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………..24
Требования государственного образовательного стандарта по специальности 030301«психология»
ДС.13 «ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» является дисциплиной специализации.
Предмет телефонного консультирования. Основные подходы к деятельности психолога-консультанта на телефоне доверия. Психокоррекционная и психотерапевтическая деятельность в практике телефонного консультирования. Преимущества телефонного консультирования. Особенности службы и контингента телефона доверия. Телефонное консультирование молодежи, пожилых людей. Укрепление субъектного начала личности в ходе телефонного консультирования. Основные принципы телефонного консультирования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Дисциплина «Телефонное консультирование» является важным компонентом в структуре образования студентов, обучающихся по специальности «психология». Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит телефонному консультированию.
Основная цель курса «Телефонное консультирование»– познакомить студентов с современным состоянием телефонного консультирования, его основными направлениями и подходами. В процессе анализа различных концептуальных основ консультирования особое внимание уделить принципам телефонного консультирования, этапам построения консультационного процесса, методам и техникам работы с клиентом, умениям и навыкам анализа проблемных ситуаций, стратегиям принятия профессиональных решений, подбора психологических методов консультативной работы с людьми в зависимости от разных внешних и внутренних факторов, выработка практических навыков оказания консультативной помощи.
|
|
Задачи курса:
– представить факты и теории, которые лежат в основе телефонного консультирования и намечают новые тенденции в развитии данной области;
– сформулировать этические принципы психолога-консультанта телефона доверия;
– сформировать представление о личности психолога-консультанта телефона доверия;
– определить структуру ведения консультативного процесса;
– воспитать потребность в постоянном совершенствовании личности и профессиональном развитии.
Одна из главных задач практических и лабораторно-практических занятий – приобретение и закрепление практических навыков оказания консультативной помощи, обучение конкретным приемам консультирования.
Телефонное консультирование – отрасль психологии, вид профессионального психологического обслуживания, одна из форм оказания человеку психологической помощи, заключающаяся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения, помощи решить свои психологические проблемы, с которыми клиент сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и др. ситуациях.
Требования к уровню усвоения содержания курса:
1) студенты должны знать фактический и теоретический материал курса, а также зарубежные и отечественные литературные первоисточники по данной проблеме, ориентироваться в теориях телефонного консультирования;
2) студенты должны уметь самостоятельно формулировать выводы и заключения по наиболее спорным вопросам курса, приобрести навыки ведения консультативной беседы, а также применять диагностические методики;
3) развить навыки внимания и выслушивания клиента, собирать информацию о проблеме и выдвигать гипотезы, учитывать индивидуальные особенности клиентов.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета с учетом участия студента во всех видах работ:
1.Посещение занятий.
2.Выполнение самостоятельной работы.
3.Оценка эссе и рефераты.
4. Обобщающая оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе.
5. Оценка за промежуточное тестирование.
6. Промежуточный зачет.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
- оценка "отлично" выставляется студенту, который обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно- программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценка "хорошо" выставляется студенту, который на экзамене обнаружил полное знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные в программе задания, усвоил основную
литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
|
|
- оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).
Методы и средства интенсификации и активизации обучения в процессе обучения:
проблемная лекция (ПЛ), деловая игра (ДИ), семинарское занятие с элементами проблемного характера (СЗПР), проектирование исследований (ПИ), комплексная организация учебно-исследовательской работы в ходе занятия (КОУИР).