Методика «Простые аналогии».
Цель: методика «Простые аналогии» направлена на изучение элементов логического мышления.
Вариант методики с рисуночным стимульным материалом предназначен для исследования мышления детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Изучение словесно-логического мышления младших школьников (7-11 лет) осуществляется с помощью вербального стимульного материала (словесные аналогии).
Стимульный материал. Для проведения исследования с ребенком дошкольного возраста необходимо иметь основной набор из 6 карточек с изображением двух рядов картинок: 2 картинки в верхнем ряду задают принцип аналогии, третья картинка начинает вторую аналогичную пару, а вместо четвертой, завершающей логический ряд картинки, стоит вопросительный знак. Нижний ряд состоит из трех картинок, одна из которых является недостающей в верхнем ряду.
Описание карточек:
Карточки содержат рисунки конкретных предметов и явлений:
1. Птица – гнездо, собака -?
Будка, кость, щенок.
|
|
2. Малина – ветка, вишня -?
Дерево, корзина, ветки.
3. Курица – цыпленок, крольчиха -?
Морковь, крольчонок, лиса.
4. Рыба – вода, лиса -?
Лиса, нора, заяц.
5. Петух – зерно, лошадь -?
Телега, овес, жеребенок.
6. Кошка – котенок, корова -?
Теленок, жеребенок, бидон.
Дополнительный набор из 8 карточек продолжает исследование мышления ребенка более старшего возраста (6-7 лет) и оформлены иначе, чем первые 6 карточек. Они разделены на две части: в левой нарисованы картинки, задающие аналогию, в правой части вверху изображен предмет, начинающий вторую пару аналогий, а под ним изображены пять картинок, одна из которых должна завершить эту пару. В отличие от основного набора дополнительный содержит аналогии с использованием пространственных отношений предметов и геометрические фигуры, соотносящиеся определенным образом. (Стимульный материал прилагается).
Процедура проведения.
Перед ребенком выкладывается первая карточка и дается следующая инструкция:
«Посмотри на эти картинки. Вверху нарисована птичка рядом с гнездом – они как-то связаны между собой. Рядом нарисована собака, а внизу есть еще несколько картинок. Подумай и выбери среди них ту, которая была бы так же связана с собакой, как гнездо с птицей». Если ребенок затрудняется с выбором, экспериментатор может подсказать направление рассуждения, указав, что птица живет в гнезде. В случае, если и после подсказки ребенок не может назвать правильный ответ, экспериментатор сам показывает нужную картинку и объясняет ее выбор, после чего уточняет, понятны ли испытуемому объяснения.
Затем перед ребенком выкладывается следующая картинка, к которой дается аналогичная инструкция. Эту задачу испытуемый должен решить уже без помощи экспериментатора. Во время проведения исследования экспериментатор фиксирует все объяснения ребенка, которые вместе с вариантами ответов заносятся в протокол.
|
|
Форма протокола к методике «Простые аналогии»
№ | Задача | Ответ | Объяснение |
1. | Собака | ||
2. | Вишня | ||
3. | Крольчиха | ||
4. | Лиса | ||
5. | Лошадь | ||
6. | Корова | ||
7. | Стул | ||
8. | Машина | ||
9. | Кровать | ||
10. | Ключ | ||
11. | Круг | ||
12. | Стрелка | ||
13. | Треугольник | ||
14. | Квадрат |