Качественный анализ результатов

Высокие баллы (11 и выше баллов), набранные испытуемым по данной методике, показывают высокий уровень развития такой мыслительной операции как аналогия. Это свидетельствует о том, что ребенок отличается развитой способностью устанавливать логические связи, выделять существенные признаки предметов и явлений и наличием предпосылок к нормативному развитию понятийного мышления.

Низкие баллы (5 и менее) свидетельствуют о сложностях, которые испытывает ребенок при выделении отличительных признаков объекта и установлении логических закономерностей их изменения. При низкой успешности выполнения заданий данной методики можно предположить, что в дальнейшем уровень развития понятийного мышления и логических операций у такого ребенка будет ниже, чем при нормативном развитии.

Это может являться следствием замедленного темпа психического развития, бедностью знаний и низким культурным уровнем в целом, проблемами с устойчивостью и распределением внимания.

2. Следующий уровень качественного анализа результатов выявляет виды выделенных испытуемым связей. Аналогии, устанавливаемые в данной методике, предполагают выделение следующих видов отношений:

· Родовидовые связи (Карт. №№ 3, 6)

· Причинно-следственные связи (Карт. №№ 1, 4, 5)

· Связи «предмет – признак» (Карт. №№ 2, 7-14)

Анализ успешности выделения испытуемым того или иного вида отношений позволяет сделать вывод о специфике развития мыслительных операций ребенка, характере затруднений и интеллектуальных ресурсах испытуемого. Так, установление родовидовых связей в большей степени зависит от уровня знаний и общей осведомленности ребенка. Успешность определения данных отношений свидетельствует, скорее всего, о том, что ребенком получен достаточный запас знаний об окружающей действительности.

Выявление причинно-следственных связей заключается в анализе исходных данных и построении логической цепочки на основе имеющихся о явлении знаний. Для правильного выполнения подобных заданий ребенок должен обладать необходимыми сведениями и уметь переносить их в сходные ситуации. Правильность установления таких аналогий свидетельствует о развитых способностях испытуемого к логическому рассуждению и умении сопоставлять сходные признаки предметов и явлений.

Установление отношений «предмет – признак» требует понимания логических связей между предметами и явлениями, умения соотносить части и целое, выделять существенные признаки предмета и прослеживать динамические изменения признаков. Данные способности в определенной степени опираются на сформированные операции анализа и сравнения.

Таким образом, заключение, основанное на выполнении данной методики, предполагает вывод экспериментатора об уровне развития операции аналогия в целом, анализ структуры отдельных интеллектуальных способностей, интерпретацию причин затруднений и указание тех познавательных функций, которые необходимо развивать в дальнейшем.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: