С младенчества ребенок этого темперамента характеризуется взрослыми как чрезвычайно живой и активный. Физиологически он реагирует на кормление как и другие дети, но по поведению видно, что он получает огромное. удовольствие от еды. Он из тех, кто отличается завидным аппе-
Таблица 3.3
Осовеяности обумияя школьников различных темпераментов
типы темперамента | ||||
Сравниваемые признаки | sp Дионисий | SI Эпиметей | NP Аполлон | NT Прометей |
Выглядит для учителя | Активным, изменчивым, непослушным, несобранным, неусидчивым | «Идеальным» учеником, исполнительным, дисциплинированным | Ориентированным на мнение класса, общительным | Способным, любознательным, самостоятельным, критичным |
Отношение к одноклассникам | Лояльное, «братское», может быть «звездой» в классе | Ровное, доброжелательное, формализованное | Чуткое, поддерживающее, учитывающее особенности личности | Объективное, отстранённое, может быть ярким лидером |
Отношение к педагогу | Часто не видит необходимости в на ставнике - | Признает авторитет и значимость учи теля - | Зависит от личных качеств преподавателя | Определяется компетентностью педагога |
Отношение к отметкам. | Не обращает особого внимания. | Считает свидетельством успеха и признания | Воспринимает как оценку своих личных качеств | Принимает к сведению,. но в душе оценивает себя сам |
Способы приобретения знаний | Действие и впечатление, практическая отработка навыка | Систематическая подготовка, «от простого к сложному» | Глобальное «схватывание», пропуск деталей, диалог | Аналитический стиль, поиск принципов и структуры |
В школе предпочитает изучать | Искусства и ремесла, практические области знаний | Фактические аспекты наук, историю, география, экономику | Гуманитарные н общественные науки, физику | Точные, естественные, технические и прикладные науки |
Подходящий тип«обратной связи» | Наглядный, игровой стиль | Точная оценка результатов труда | Обращение к личности школьника | Оценка компетентности и знаний |
Наилучший стиль обучения | Изменение темпа, соревнование,.движения манипулирование предметами, отсутствие жесткого контроля, возможность придумать оригинальный способ выполнения задания | Четкие инструкции, хорошо структуриро-ванный материал; подготовка и повторение, использование лекций, учебников, книг,.взаимодействие по типу: „учитель – ученик» | Связь знания с эмоциональной сферой обсуждение содержания урока, индивидуальные задания, работа в малых группах, благоприятный психологический климат | Логическое представление материала, возможность самостоятельного углубления знаний, отсутствие повторений и дискуссий, хорошо продуманный лекционный материал |
титом. Так же рано проявляется другая его особенность: он все время попадает во всевозможные «переплеты». Оставите SP одного хотя бы на секунду и он ухитрится натворить что-нибудь «такое»... За это ему так часто достается от родителей, что он рано учится совершенно не обращать внимания на замечания и выговоры. Именно такие дети не понимают, зачем нужно убирать по местам свои вещи и игрушки. Пусть другим кажется, что в их комнате хаос и развал, – SP считает, что это как раз «идеальные» условия для нормальной жизни. Он же слишком занят, чтобы тратить время на пустяки вроде уборки. Если его упрекнут за «творческий» беспорядок, скорее всего он скажет: «Какая разница? Зачем зря тратить время, когда вокруг так много забавного и интересного?»
|
|
|
|
Тем же, что привлекает их внимание, SP занимаются на удивление долго. Целыми днями они возятся с какими-нибудь крышечками от баночек и кастрюль, не жалея сил упражняются на любимом музыкальном инструменте; их невозможно «оторвать» от новой игрушки буквально ни на секунду сегодня, а завтра они полностью забрасывают ее. Если же ребенку повезет, и он ухитрится не потерять интерес к чему-то определенному, со временем из него получится первоклассный музыкант-исполнитель, оригинальный художник, талантливый конферансье, или кто-нибудь еще, – одним словом, выдающийся мастер своего дела.
Такие дети очень любят животных, хотя иногда могут быть грубыми с ними. Так же неаккуратно обращаются они с игрушками и вещами; лучше давать им что-нибудь крепкое, хорошо сработанное. К тому же вряд ли сложная игрушка дольше займет его внимание, чем простая.
SP, конечно же, чрезвычайно живой и активный ребенок, экстравертированный – в большей степени, чем интровертированный. Ему недостаточно просто присутствовать на игровой площадке, он хочет свободно следовать туда, куда ведет его импульс. Попытки существенно изменить ребенка этого темперамента приведут лишь к тому, что он не сможет приспособиться к окружающей обстановке. Он не такой, как другие дети. Врожденное желание играть перевешивает стремление быть ответственным, компетентным или самореализовавшимся:.
Взрослые относятся гораздо терпимее к такому стилю жизни мальчика SP, а вот у девочки этого темперамента могут возникнуть некоторые проблемы. Родители, считая ее поведение «хулиганским» и недостаточно женственным, вероятно будут пытаться скорректировать ее, что вряд ли приведет к хорошим результатам.
В детском саду, где основное занятие – игра и ничто не мешает ребенку проявлять природную энергичность, SP адаптируются очень хорошо. Зато из всех типов SP больше других «достается» в школе, стиль его поведения совершенно не отвечает общепринятым там требованиям и поэтому больше остальных преследуется. Тем не менее примерно четверо из десяти детей в обычном классе – SP. Значительно меньше представителей этого типа среди студентов.
Ребенок SP-жаждет действий и уважения своей потребности в свободе. Актер, игрок, искатель приключений, активный, любящий повеселиться, открытый – этими «красками» можно нарисовать портрет ученика SP. Сиюминутность, хорошая жизнь, принцип «здесь и сейчас», спонтанность и удовольствие – наиболее привлекательные для него установки.
К несчастью, обычный класс не соответствует врожденным психологическим особенностям SP. Такому ребенку необходимо физическое вовлечение в обучение, ему нужно все потрогать руками, подвигаться, посоревноваться. Он любит рисковать, ему нравятся розыгрыши, нравится, чтобы его развлекали, впрочем, и сам он непрочь развеселить окружающих. Для успешного обучения SP требуются постоянные перемены и изменение темпа. Напротив, повторяющаяся изо дня в день рутина крайне негативно сказывается на таких детях, приводит к шалостям в классе, частым пропускам уроков.
|
|
SP может быть отличным членом команды. «Братское» мировоззрение позволяет ребенку этого типа проявлять исключительную лояльность по отношению к напарникам пo команде, одноклассникам. Обратная сторона этого качества – ярко выраженная эгалитарность (от фр. уравнительный). Поэтому SP, не видя необходимости в «боссе», часто восстает против контроля и рассматривает инструктирование как что-то, не стоящее внимания. Такой ребенок не прочь рассказать окружающим о своих успехах, но не особенно желает использовать групповые демократические процессы, чтобы принимать решения, как это делает NF.
SP тянется к музыке, постановкам, самолетам, механизмам, конструированию – всему активному; тогда как SJ предпочитает бизнес н управление; NT – математику и естественные науки; NF – гуманитарные и общественные науки. Основная черта SP – постоянная жажда действий, манипулирование предметами вполне может удовлетворить это стремление. Если же такую активность ребенок не получает «легально», последствия могут быть разрушительными: от толкания одноклассников и разбитой мебели до открытого игнорирования учителя. К сожалению, традиционный стиль преподавания SP находят малопривлекательным. В результате они очень мало учатся и при первой же возможности стремятся покинуть школу, чтобы отправиться туда, где больше действий и приключений.
Вместе с собой SP приносит в класс возбужденней смех, порой не к месту и с целью досадить учителю. Если же такой ребенок уверен, что его искренне любят, он способен великолепно сотрудничать с педагогом. Как правило, SP в хороших отношениях с другими учениками, которые восхищаются его дерзостью и беззаботными манерами.
Взбалмошный, непостоянный, бросающий одно дело ради другого, вряд ли доводя что-нибудь до конца, SP часто остается в школе исключительно из-за занятий музыкой. Работа с ручкой и бумагой смертельна для такого ребенка, скорее он предпочтет чтение и устные ответы. Уроки лекционного типа, учебники, вопросы в конце главы – все это SР не интересует. Давать такому ребенку домашние задания – более чем бесполезное занятие, это только создаст повод для постоянных конфликтов между учителями, родителями и ребенком.
|
|
В целом образование – особая проблема для большинства SP. Из-за своего рационального. восприятия и воображения им гораздо легче даются искусства, ремесла и практические области знаний, чем языки, науки или бизнес. К сожалению, школа не имеет адекватных потребностям такого ребенка персонала и программ обучения. Часто поэтому детям SP «приклеивают ярлык» непослушных, гиперактивнык, неспособных обучаться. Но настоящая проблема такого ребенка – несовершенство школы, а не его личные качества. Те же представители SP, кто, несмотря на неуспех школы быть полезной, в их образовании, ухитряются все-таки развить свои врожденные, специфичные именно для этого типа способности и таланты, являются чрезвычайно ценными для общества людьми: они сражаются с нашими врагами, первоклассно развлекают нас, мастерски руководят нами. Некоторые из них даже становятся оригинальными, увлекающим и педагогами с нестандартным стилем преподавания, специфика которого состоит в том, чтобы непосредственно показать ученикам, что и как делать.
SJ в детстве
Если представитель темперамента SP больше всего на свете любит неопределенность и многовариантность, то ребенок SJ, наоборот, очень чувствителен к нестабильности в любом ее проявлении. Он, как никто другой, нуждается в надежности и согласии родителей. Если, к примеру, папа строгий и требовательный, а мама мягкая и снисходительная, ребенок этого типа будет получать постоянные психотравмы. Чтобы чувствовать себя комфортно, он должен знать, что требования к нему и заведенные в доме порядки не будут меняться ежесекундно или ежедневно; что сегодняшнее его окружение будет таким же завтра. Именно поэтому частые переезды «выбивают из колеи» ребенка SJ, тогда как SP, NT, NF, каждый по-своему, быстро приспосабливаются к таким переменам. SJ важно вступать в самостоятельную жизнь совместно с друзьями детства, ему необходимо стабильное социальное окружение, надежная школьная система, общество, в котором он растет.
У представителей этого темперамента (которых примерно.четверо из каждых десяти), как правило, благополучное детство. Статистика свидетельствует, что хотя бы один из родителей у такого ребенка тоже SJ, они могут хорошо ладить также с NF и NT. Некоторые трудности возникают, если оба родителя – SP в силу их непредсказуемости. Малышу SJ нравится радовать окружающих, и он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям. Требования взрослых не обязательно должны быть последовательными или логичными, нужно только, чтобы ребенок понимал, чего от него хотят. Такие дети очень чувствительны к похвале. Вполне подойдут для этого фразы типа «Ты это сделал как раз так, как я просил», «Ты выполнил это очень аккуратно», «Какой у тебя красивый почерк» и т. п. С другой стороны, ребенок конструктивно реагирует и на негативную критику, старается еще больше соответствовать ожиданиям взрослых. К физическому наказанию такие дети относятся терпимее, чем представители других темпераментов: они воспринимают его как средство коррекции.
SJ – просто «находка» для родителей и учителей: к повседневным обязанностям дома и в школе относится ответственно и исполнительно. О чем бы вы его ни попросили, он постарается сделать все «как следует». Конечно, лучше давать ему задания в пределах его способностей, тогда он справится с ними легко. Желанная награда за все это – похвала значимых взрослых. Такая «обратная связь» жизненно важна для малыша SJ. Поручение само но себе быстро потеряет привлекательность, если ему не сопутствует одобрение взрослых.
Ребенок этого темперамента прекрасно взаимодействует с «расширенной семьей»: тетушками, дядюшками, бабушками, дедушками и т, д. Ему нравятся вместе.с родителями навещать родственников, любит он и традиционные праздники. С детства увлекается историей своей семьи; гордятся, если имеет братьев и сестер, что не так важно для представителей других типов.
Это как раз тот ребенок, у которого в комнате, в столе, в шкафу всегда полный порядок; одежда аккуратно сложена, игрушки «на своих местах». Дети этого; темперамента любят, чтобы в их доме были вещи, сделанные их руками. Как и SР, им нравится мастерить что-нибудь, но для SJ большее значение имеет результат, а не процесс. Тем не менее необходимые процедуры будут выполнены тщательно. Эта «ручная умелость» – "предмет гордости ребёнка SJ, очень высоко им ценится, и он любит похвастаться ей при случае,
Следует обратить особое внимание, на развитие навыков индивидуализированного взаимодействия с окружающими у детей этого типа темперамента. Развитие.чувственности, способности к тонкому различению эмоциональных нюансов в общении с окружающими, к принятию родительской любви – важная часть воспитания девочки этого темперамента. У мальчика SJ также необходимо развивать терпимость, чуткость, гибкость общения.
Ребенок SJ-типа больше всего желает быть членом.значимой для него группы: сперва – семьи, позже – класса. Ответственность, надежность, исполнительность, долг, желание помочь – наиболее характерные его качества.
Около двух третей педагогов сами SJ, поэтому для ученика этого типа школа – место, где его понимают и умеют с ним обращаться. Такой ребенок старается соответствовать ожиданиям учителя. Педагог для него – авторитет: без него трудно создать сообщество, к которому можно было бы принадлежать. Ценности учителя воспринимаются SJ как «хорошие» ценности, вряд ли они будут сомневаться в компетентности педагога, его методах преподавания или необходимости выполнять его задания. Для детей этого типа немалое значение имеет развитие учебных навыков, выполнение домашних заданий тщательно и в срок. В целом SJ лучше, чем любой другой тип, приспособлены к требованиям школы. Их без преувеличений можно назвать «идеальными» учениками.
SJ быстрее осваивают материал, который структурирован, представлен последовательно и осмысленными частями; именно поэтому они так хорошо занимаются по учебнику. Ребенок такого типа ответственно относится к занятиям: он постарается выполнить задание как можно лучше, если получит четкие инструкции и будет знать, что именно нужно делать. SJ не назовешь человеком, который все «схватывает на Лету», как NF или SP, он накапливает знания целенаправленной ежедневной подготовкой и повторениями. Такой ребенок не испытывает дискомфорта, когда парты расставлены «рядами и колоннами», и если основной способ взаимодействия в классе «учитель – ученик». В ответ на негативную критику SI постарается скорректировать свое поведение и соответствовать требованиям учителя. В отличие от nt SJ вряд ли подойдут задания, предполагающие длительную самостоятельную работу. Такой ребенок отнесется скептически и к дискуссионным группам, чего нельзя сказать о NF. SJ скорее предпочтет, чтобы дискуссия была проведена учителем по принципу «вопрос – ответ». Не имея языковых способностей NF, SJ тем не менее прекрасно справляется с четко сформулированными устными и письменными заданиями.
Ответы на вопросы в конце главы не кажутся такому ребенку пустой тратой времени.
SJ как правило, послушный и ответственный ученик, он уважает установленные учителем нормы поведении в классе. Такой ребенок относится к насмешкам и сарказму гораздо легче, чем NF и NT, но воспринимает их всерьез, в отличие от SP. До тех пор пока SJ изучает фактический материал, правила, процедуры, он чувствует себя комфортно, но если вы попросите такого ребенка придумать, предположить, угадать, его прилежность и надежность могут исчезнуть. Отметки для такого ребенка – свидетельство успеха. SP скорее всего не обратят на них внимания; NТ проявит любопытство, хотя в душе выносит себе «приговор» сам; NF воспримет их как оценку его личности, а не действий.
В целом, SI «расцветает» в обстановке стабильности. Ему подходит традиционный стиль преподавания. Количественное, упорядоченное восприятие и мышление детей этого.темперамента дают им преимущество над другими учениками а области бизнеса и информации, хуже справляются они с науками, ремеслами и искусствами. Ребенку. SJ, как правило, нравится учиться, и если учитель последователен и надёжен, в школе такой ребенок чувствует себя как дома.
NF в детстве
Ребенок NF – это тот, кто постоянно ищет себя. Поиск этот начинается, в раннем детстве и продолжается вею жизнь. NF хочет одновременно быть и собой и другим. Обаяние, вдохновенность, эмпатия, драматизм, идеализм, стремление к целостности, гармоничности и завершенности характеризуют представителей этого типа.
Даже у совсем маленького ребенка этого темперамента (примерно каждый десятый ребенок – NF) можно заметить способности к языкам. Он, скорее всего, рано начинает говорить; а экстравертированный NF, по мнению родителей, «ни на секунду не закрывает рот». С детства такой ребенок буквально притягивает людей своим обаянием. Он, по-видимому, обладает врожденным талантом социального взаимодействия, хотя у интровертированного NF могут быть проблемы в общении вне дома.
Такой ребенок любит придумывать истории и расказывать их окружающим. Поэтому его иногда обвиняют во лжи, но на самом деле он лишь упражняет свое воображение и фантазирует. Из-за склонности к самопознанию NF часто идентифицирует себя с героями книг, особенно сказок. Как Карлсон прилетал в гости к Малышу, так и сказочные персонажи посещают ребенка NF: они для него очень реальны. Столь же увлекает его все мистическое и волшебное; древние легенды, средневековые сказания о рыцарях и прекрасных дамах, драконах и колдунах. Необходимо осторожно выбирать, что читать ребенку: глубоко переживая прочитанное, он легко может перевозбудиться. Дети этого типа, так же как и NT, любят книги, которые выходят за пределы их понимания, но зато стимулируют воображение. И те и другие «до дыр» зачитывают одну и ту же книжку. NF, кроме того, получает огромное удовольствие от сложных, выполненных в тонкой цветовой гамме, детализированных иллюстраций.
Ребенок такого типа предпочитает «одушевленные» игрушки – кукол, зверей и, как правило, наделяет их характером. Любимый медведь или ежик – важная часть жизни малыша, их потеря может стать для него настоящей трагедией. Неприятие или высмеивание воображаемого друга окружающими травмирует самого ребенка, он себя чувствует отвергнутым. NF играет с завидной фантазией, но ему больше нравится придумывать истории про игрушки, чем стараться постичь их сущность.
Такие дети, особенно интровертированные, плохо переносят направленные на них «острые» негативные эмоции окружающих;, также трудно им бывает «унять» свой гнев. А все из-за того, что у NF возникает острейшая неприязнь к «безобразиям», поэтому ой быстро и легко впадает «раздражение.
Следует обратить особое внимание на воспитание мальчика этого темперамента. Мягкость, эмоциональность и ранимость ребенка часто ошибочно воспринимаются родителями как недостаточное развитие мужских качеств, высокий уровень требований и этой области может невротизировать ребенка. Девочка NF, напротив, оценивается окружающими как очень женственная.
Дети этого темперамента наделены врожденной потребностью в общении на личностном уровне. Как уже говорилось выше, они сверхчувствйтельны к враждебности и конфликту и, долго находясь под влиянием подобных воздействий, могут даже заболеть. Подвергать ребенка NF насмешкам и сарказму неблагоразумно и жестоко. Напротив, он «расцветает» в обстановке принятия, заботы; внимания, признания его эмоциональных установок и общения на паритетных началах. Для такого ребенка важно, чтобы учитель знал его по имени. Позитивная «обратная связь» с педагогом вдохновляет детей этого типа. Отрицательная реакция может привести к протесту или бездействию.
Ученик NF больше всего на свете хочет взаимодействовать. Он чувствует себя комфортно и хорошо учится в демократически организованном классе. Некоторое время такие дети вполне способны работать независимо и самостоятельно, но лучше, если периодически у них есть возможность пообщаться. Дискуссии, ролевые игры, представления, вымысел в качестве методов обучения как нельзя более кстати подходят для ребенка этого темперамента. Именно NF очень рано проявляет талант в общении. Разговорная речь такого ребенка часто превосходит способность оформить те же мысли на бумаге. Он любит читать, особенно сказки, «фантастическую и приключенческую литературу.
Интровертированный NF (в лучшем случае один на весь класс) застенчив и нуждается в поддержке, чтобы успешно взаимодействовать с одноклассниками. Из-за повышенной чувствительности и ранимости он может «закрыться», уйти от социальных контактов и остаться одиноким, если ему не помогут развить дружеские навыки. Большинство NF отличаются завидной фантазией и впечатлительностью. Поэтому при перевозбуждении им часто снятся кошмары. Такому ребенку больше подходит сотрудничество, чем соперничество. Он настолько чувствителен к эмоциям окружающих, что сопереживает проигравшему, даже если выиграл сам. Кроме того, NF наделен врожденной склонностью к улучшению общественной атмосферы вокруг него, пытается сделать ее более приятной и живительной, ему, безусловно, нравится доставлять радость окружающим. С той же настойчивостью, с какой он хочет улучшить себя, старается он изменить психологический климат дома, в классе.
В школе NF предпочитает гуманитарные предметы абстрактным дисциплинам, а искусство – точным наукам и технологиям. Такой ребенок обучается в диалоге, воспринимает мир и размышляет в терминах взаимодействия между людьми.
Для полного развития интеллекта и способностей ребенка NF оптимален демократически организованный учебный процесс. Особенно соответствует детям этого темперамента педагог, который поддерживает, одобряет, питает, способен словесно оформить свои чувства, дает индивидуализированные задания, использует работу в малых группах, учитывает мнение класса, избегает сарказма и насмешек как средства контроля. Если школа отвечает этим требованиям, она превращается для NF в место метаморфоз, где душа ребенка оживает, постепенно превращается из куколки в прекрасную бабочку.
Педагоги NF могут первокласно преподавать точные науки, даже бизнес, но их сильные стороны проявляются наиболее ярко, если они выбирают языки и литературу. Их «глобальное» сознание, метафорическое, интуитивное восприятие и воображение, скомбинированные с легкостью вдохновения, искренним энтузиазмом, превращают их в непревзойдённых мастеров повествования в любой из его форм. NF заинтересовывают и держат внимание своих учеников без малейших усилий с их стороны, благодаря способности к глубокой интерпретации, раскрытию замысла автора, умению оценить и насладиться стилистическими деталями произведения и его символическими лейтмотивами.