КОНСУЛЬТАНТА
В работе психолога-консультанта выделяют следующие установки:
- уникальность и неповторимость каждой консультации, так как все клиенты различны;
- доверие к клиенту;
- динамичность консультанта и клиента;
- ограниченность, несовершенность, консультант не может полностью отвечать за трудности клиента, но формирует ответственность у клиента за себя;
- безопасность, формирование чувства доверия у клиента по отношению к консультанту;
- адекватность оценки себя, то есть понимание консультантом уровня своих профессиональных возможностей и соблюдение им профессиональной этики;
- сотрудничество - это означает вместе с клиентом, а не вместо него;
- экзистенциальность бытия – помочь клиенту понять и принять неразрешимые проблемы.
К профессиональным умениям психолога-консультанта относят: слушать и слышать клиента; оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна клиенту; понимать психологические особенности и состояния других людей; устанавливать и поддерживать психологический контакт с клиентом; оказывать поддержку клиенту; быть жестким в те моменты, когда это действительно необходимо; «разговорить» клиента; предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент; выразить свое умение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиентов; адекватно понимать и оценивать себя; управлять своим поведением.
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ