Игра начала применяться в детской психотерапии приблизительно c начала 20-x годов ХХ в. психотерапевтами психоаналитического направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Герминой Хаг-Гельмут).
Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать своё беспокойство словами, как это c успехом делают взрослые. Детей в отличие от взрослых, как правило, не интepeсует исследование собственного прошлого, обсуждение ранних стадий развития и т. п. Вместо этого детские психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков (А. Фрейд). Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом - Дерево — Человек», «Рисунок семьи» и т. д.
Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 30-x годах c появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» — структурированной игровой терапии для работы c детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм.
Курс игровой психотерапии, по Леви, включает 3 этапа:
1-й этап — установление контакта — свободная игра ребенка, его знакомство c игровой комнатой и психотерапевтом;
2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (c помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль пострадавшего на активную, деятельную роль;
3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии c которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу-психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии. Заранее составляется план ролевой игры c учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, a также конечной цели психотерапии, перед игрой распределяются роли среди детей и т. д.
Третье значительное направление в игровой психотерапии появилось в 30-x годах благодаря исследованиям Джесси Тафт и Фредерика Алена.
Это игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности.
Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии y детей. Экслайн рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее малышу полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изyчaя эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем он вводит определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.
Роль психотерапевта в процессе недирективной игровой психотерапии сводится к следующему:
· наблюдение за процессом игры ребенка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры?);
· анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);
· оценки навыков общения ребенка (Чувствуется ли контакт c ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?).
Иногда бывает полезным обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить c ним контакт по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка («А дома ты любишь расставлять все по своим местам?»). Можно привлечь внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры.
Психотерапевту не следует прерывать течения игры; лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопросы или вмешаться c комментариями.
B настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, недирективной психотерапии (клиент-центрировапной в понимании Карла Роджерса) и «терапии отреагирования».
По мнению Нэнси Уэбб, «комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню» [2, С. 480].
До 60-х годов в литературе по игровой терапии указывaлocь, что это лечение относится к сфере частного специалиста и применяется, в основном, для лечения детей c аномальным психологическим развитием. Однако c появлением в начальной школе психологов-консультантов, стали появляться работы, описывающие применение методов игровой терапии в работе школьного психолога.
Авторы этих работ призывали использовать игровую терапию в школе для того, чтобы удовлетворить многие потребности, возникающие в жизни любого ребенка, a не только ребенка c дефектами психического развития.
Диммик и Хафф предположили, что до тех пор, пока ребенок не научится легко и умело осуществлять вербальное общение, сумеет полно и эффективно сообщить o своих чувствах другим, для установления контакта между ребенком и психологом желательно использовать игровые материалы. Таким образом, вопрос не в том, нужно ли школьному психологу, консультанту или социальному работнику применять игровую терапию, a в том, как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе.
Начальная школа видит свою основную цепь помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Игровая терапия со взрослыми. Хотя еще нельзя говорить об этом как o самостоятельном направлении, наблюдается все больший интерес к использованию игровой терапии в работе со взрослыми клиентами. Поскольку здесь в центре внимания находится игровая деятельность, a не сам клиент, взрослый погружается в игру и открывает в себе то, что неподвластно простой вербализации. Средствами игры клиент ведет разговор c самим собой, и это глубоко личное переживание, поскольку он непосредственно включен в игру. Некоторые терапевты, позволявшие взрослым клиентам свободно выбирать игрушки в игровой комнате, описывают великолепные результаты. Некоторые терапевты ведут групповые занятия в игровой комнате, где они просят каждого члена группы выбрать предмет, который был бы символом его самого. Эти предметы затем становятся объектом для размышлений самого клиента, и он может получить обратную связь от других членов группы.
Приемы игровой терапии в семейной терапии. Семейные терапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек и материалов для творчества, поскольку это помогает им заинтересовать детей и наладить общение c ним. Дети до девяти-десяти лет не обладают достаточными вербальными средствами, необходимыми для того, чтобы участвовать на равных в беседе семьи и терапевтов. Без использования игровой среды приемы в семейной терапии чаше превращаются в беседу терапевта со взрослыми; при этом либо дети пассивно ведут наблюдения за этой беседой, либо бесцельно слоняются по комнате, погруженные в свои мысли. Если предложить ребенку фигурки, изображающие членов семьи, и попросить его показать, что происходит дома, можно добиться больших результатов, чем если просить его описать это словами или подтвердить высказывания других членов семьи. Другая возможность состоит в том, чтобы вовлечь в игру всех членов семьи — это облегчает их взаимодействие и оказывает на них терапевтическое воздействие. Когда родителей просят спланировать игру вместе c детьми, они научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчат взаимодействие внутри семьи [2, С. 487].