Феноменология и этнометодология

Наряду с теорией интеракционизма и другими в изучении про­блем пожилых людей в последние годы стала развиваться этноме­тодология. Одним из наиболее ярких представителей данного уче­ния является американский социолог и публицист Чарльз Миллз [Mills С. W., 1959]. Однако представители этого течения не могут похвастаться какими-либо грандиозными открытиями в исследо­вании вышеуказанной проблематики. В определенной степени это объясняется самой сущностью этнометодологии.

1...

Основные концепции этнометодологии были разработаны на рубеже XIX и XX вв. немецким философом, основателем феноме­нологии Эдмундом Гуссерлем (Husserl). Они носят совершенно необычный характер и значительно отличаются от каких-либо дру­гих подходов, применяемых в социологии. Гуссерль попытался опи­сать как бы со стороны спрятанные от посторонних глаз проявле­ния человеческой личности и ее сущность. С его точки зрения, понимание сущности человека позволяет нам увидеть причину его Iповедения, проанализировать последнее.

I Феноменология пытается рассматривать понятия, существую­щие в мире, как объекты или события, которые в основном обла-|дают общими характеристиками для всех индивидов. Поэтому ос­новы социальной жизни, по мнению Гуссерля, следует искать не в голове отдельного человека и не в его непосредственном опыте, а в совокупном опыте всех живущих в мире.

Феноменологический подход в социологии получил дальней­шую разработку в трудах Шутца (Schutz) и впоследствии назва­ние этнометодологии (этно — люди, этнометодология — методы изучения различных групп людей). По мнению Щутца, упорядо­ченная жизнь индивида и общества основана на принимаемых на веру понятиях, которые носят для всех универсальный характер. Социальная жизнь поддерживается при помощи типификаций [Schutz А., 1972], т.е. общих черт, свойственных тому или иному предмету или объекту, либо действию, либо чувству, которые ис­пытывает индивид, которые выражаются в объемных и понимае­мых всеми понятиях и словах. В этом отношении чрезвычайную важность приобретает процесс социализации и расширение со­циальных связей человека, которые способствуют не только фор­мированию общих для всех понятий, но и всестороннему взаимо­обмену. В целом, этнометодология самостоятельно мало разраба­тывала социальные проблемы старости. Социальная геронтология заимствует из феноменологии целостный подход к сущности че­ловека, рассматривая его в единстве и многообразии проявлений в нем социального.

Таким образом, общим для представителей таких теоретиче­ских направлений, как интеракционизм, феноменология и этно­методология, является их внимание к тому, как члены социума понимают, определяют и классифицируют свою социальную дея­тельность и какое значение они придают ей и степени участия в ней индивидов, что напрямую связано с обсуждением старости, определением старения.

Уже беглое знакомство с позициями вышеотмеченных теоре­тических направлений, полностью или частично посвященных изу­чению проблем старения или пожилого возраста, позволяет сде-

лать вывод о том, что в них не существует единообразия в подхо­дах к пониманию закономерного процесса старения человека. Су­ществуют различные точки зрения и на взаимоотношения старе­ющего человека и общества. Все теоретические подходы к пробле­мам старения и перехода в разряд пожилых можно разделить на две основные группы в соответствии с ответом на следующий воп­рос: нужна ли преемственность поколений или люди, вступаю­щие в стадию старости, автоматически ставятся за грань социума, превращаясь в вымирающий маргинальный слой. От ответа на этот вопрос в значительной степени зависят и направления социаль­ной политики, а также и самой социальной работы как в теорети­ческом, так и практическом планах. Актуальными вопросы старе­ния становятся и в рамках «нравственных завоеваний», учитывая взятие человеческим обществом курса на гуманизацию отноше­ний.

Однако характерной особенностью теоретических подходов к проблемам старения является и общая для всех попытка укрыться от ответа на поставленный вопрос за частными рассуждениями или исследованиями, подчас носящими характер теоретизирова­ния в связи с общими социологическими проблемами.

В то же время ориентация современного общества на гумани­стические начала, рост общей культуры и сознания, с одной сто­роны, и новые тенденции в психологическом осмыслении и от­ношении к старости, когда во все большей степени и все большее число людей осознают потребности и необходимость «противо­стояния» старению, борьбы за активное существование — с дру­гой, не только углубляют и актуализируют задачу теоретических и практических исследований явления старости и социальной оценки ее, но обусловливают востребование знаний о месте и взаимодей­ствии разных, в том числе возрастных, групп, о разных социаль­но-психологических характеристиках их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: