Символический интеракционизм

Символический интеракционизм представляет собой общее на­звание теоретико-методологического направления в социологии и социальной психологии. Многие из основных идей в символи­ческом интеракционизме используются различными теориями, объясняющими социальные взаимодействия с позиций символи­ки. Среди этих теорий можно выделить известную в общественных науках так называемую «теорию действия», которая исходит из достаточно простой идеи Макса Вебера о том, что социологи дол­жны научиться понимать тех, кого они исследуют. Согласно мне­нию представителей данной теоретической концепции, изучая людей, познавая их идеи, мотивы их поведения и их цели, соци­олог должен встать на их место, чтобы понять, почему конкрет­ный человек для достижения конкретных целей в конкретных ус­ловиях поступает так, а не иначе. Такой индивидуализированный подход значительно отличается от общей теории структурализма с ее акцентом на общие социальные структуры и социальные яв­ления, которые существуют независимо от конкретных действий отдельных членов общества. Хотя теории структурного функцио­нализма основаны на концепциях социального взаимодействия индивидов, они объясняют действия индивида лишь в контексте социальных систем, которые «управляют» этими индивидуальны­ми социальными действиями.

Основные идеи символического интеракционизма были сфор­мулированы американским социологом и психологом Дж.Г.Ми-19

дом (J. Mead) в начале нынешнего столетия. В основе подхода Мида лежит идея о том, что поведение человека и реакции животных различаются между собой самым существенным образом. Поведе­ние связано с мышлением и является орудием приспособления субъекта к социальной реальности. Осознание этой реальности выражено в социальном «Я» индивида, которое становится объек­том для самого себя, а внешний социальный контроль при этом трансформируется в самоконтроль.

Мид считает, что деятельность индивида и его поведение — понятия не равнозначные [Mead /., 1964]. Поведение индивида ограничено отношениями стимула и реакции. Деятельность же ин­дивида зависит от его способности планировать свою активность, анализировать свой прошлый опыт и отражать деятельность дру­гих индивидов, действующих в аналогичной или той же социаль­ной среде.

Для того чтобы не потеряться в мире сложных явлений и их отражений, индивид должен прежде всего иметь представление о самом себе. Это представление основано на общих, типичных и наиболее часто употребляемых определениях, данных другими ин­дивидами. Как правило, подобные определения создаются при по­мощи языка, который, по мнению Мида, является важным сим­волом, отражающим способность индивида к формированию со­знания и познанию окружающего мира. Язык как символ или со­вокупность символов является необходимым инструментом для участия индивида в социальной жизни. Понятия, которыми опе­рирует индивид, также формируются в процессе его социального взаимодействия с другими членами общества. В свою очередь, эти понятия обрабатываются, изменяются и в конечном счете широ­ко применяются в процессе социального взаимодействия инди­видов в обществе.

Таким образом, суть символического интеракционизма заклю­чается в стремлении понять, каким образом процессы, происхо­дящие в социуме, оказывают влияние на жизнь конкретных лю­дей. Согласно американскому социологу Г. Блюмеру, происходя­щие в мире процессы не могут сами по себе являться раздражени­ем, вызывающим реакцию индивидов. Скорее, напротив, эти про­цессы зависят от целей, планов и информации, которыми обла­дает индивид. Поэтому социальная деятельность должна рассмат­риваться как результат запланированных действий индивидов, на­правленных на достижение определенных целей.

Символический интеракционизм также свидетельствует о воз­можности рассматривать одно и то же явление, в зависимости от конкретной обстановки, с рациональной либо иррациональной точки зрения. Все зависит от того, как члены общества относятся к создавшейся ситуации и как видят самих себя в ней. Это пре­красно отражено в высказывании еще Фомы Аквинского, кото-

рый заявил о том, что, «если люди определяют ситуации, в кото­рые попадают, как реальные, то и последствия, которые вытека­ют из этих ситуаций, также должны носить реальный характер» [Merton R., 1968]. Этот подход в особенности широко применялся в теории определения девиантности. С помощью этой методоло­гии выявлялись люди с отклоняющимся в том или ином отноше­нии поведением, а также вырабатывались стереотипные методы общения с ними. Теория выявления девиантности также приме­нялась при исследовании процессов старения и особенностей по­веденческой модели престарелых, вызванных изменениями их жиз­ненных условий. Таким образом, как только индивид подпадал под определение «пожилого», т.е. уходил на пенсию, то предпо­лагалось, что он будет вести себя соответствующим образом, не претендуя на занятие трудовой деятельностью.

Для символического интеракционизма организация социальной жизни возникает в недрах самого общества и является результатом взаимодействия, происходящего между его членами. Представите­ли этого течения не признают значения внешних факторов, таких, например, как экономические, определяющие, в конечном счете, форму общественного устройства, а также других факторов, оказы­вающих внешнее воздействие на общество. Влияние различных фак­торов не носит постоянного характера и зависит от их восприятия. Согласно представителям символического интеракционизма, струк­тура общества состоит из гетерогенных социальных групп, не за­висящих друг от друга и развивающихся относительно обособлен­но. По мнению представителей данного течения, отношения меж­ду различными социальными группами или подгруппами носят соревновательный характер, поэтому не может быть никакого те­оретического обоснования господства одной группы над другой.

Как правило, символический интеракционизм концентрирует свое внимание не на изучении общества как такового, а на анали­зе того, каким образом члены данного общества проявляют свою сущность и род своих занятий. <...> Символический интеракцио­низм не оказал значительного влияния на развитие социальной геронтологии. Выводы представителей данного течения использо­вались лишь последователями концепции социальной дезинтегра­ции общества для создания оптимальных условий управления им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: