Было бы в высшей степени самонадеянно пытаться приступить явочным порядком к построению этической системы, удовлетворяющей тем требованиям, о которых говорилось в предыдущей главе. История этических учений знает, кажется, только один пример, когда подобная система была построена искусственным образом — это «моральный кодекс строителя коммунизма». Соответственно и срок жизни, отпущенный этому кодексу, оказался очень коротким.
Процесс формирования этической системы носит сложный, многофакторный характер и развивается во многом спонтанно на многомерном этическом пространстве. Создание этической системы, отвечающей условиям общепланетарного постиндустриального общества, - дело будущего. Сегодня может быть решена значительно более скромная задача: определение априорных критериев, или правил, запрета эволюционных паттернов, заведомо ведущих в тупик. Используя анализ современных проблем и тенденций развития и опираясь на методологию социосинергетики, построить комплекс таких критериев можно.
|
|
Правда, в тех моделях перехода к постиндустриальному обществу, о которых шла речь в гл. 3.1 и которые разрабатываются западными учеными, недостаточно объективных данных для решения задачи даже в указанной постановке. Значительно больше возможностей в этом отношении предоставляет концепция ноосферы, идейная близость которой к теории постиндустриального общества отмечалась в гл. 3.2.
Основным принципом индустриального общества, пишет Д. Белл, была безграничная амбиция поиска новых знаний. Начав с покорения природы и преуспев в этом, человек затем попытался заменить естественный порядок техническим. В этом деле он также добился больших успехов «Постиндустриальное общество в своих основах, — продолжает Белл, — есть еще более радикальный пересмотр такого технического поиска».
От этих слов так и веет утопией. Но не будем пугаться. Утопическое мышление имеет не одни только теневые стороны. Оно смело противостоит догматизму и классическому детерминизму и
питается тем же самым свободным полетом воображения, который служит источником новых открытий и творческих свершений. Среди прочих функций утопии есть и такая: она может служить двигателем исторического прогресса. А потому, не отвергая подхода, предложенного Беллом, внесем в него одно уточнение. Речь пойдет о приставке «пост», которую он использовал, говоря об этапе развития общества, который последует за индустриальной цивилизацией. Это явно неудачный выбор: полученный с его помощью термин ни в малой степени не отражает тех фундаментальных перемен, которые происходят на этом этапе циклического развития мировой цивилизации.
|
|
Главным на этом этапе должно стать восхождение знания на такой уровень, когда становятся ясными способы и средства решения современных глобальных проблем. Поскольку это и есть единственно разумный путь развития, более точным оказался бы другой термин — нооиндустриалышя цивилизация. Его преимущество состоит также в том, что открывается возможность более активно использовать тот научный потенциал, которым располагает теория ноосферогенеза.
Принимая такой подход, начнем с формализации теоретического каркаса модели ноосферогенеза, или, что то же самое в нашем приближении, модели перехода к нооиндустриальной цивилизации. Эта работа была проделана автором в 1997 г. Основанием для решения этой задачи служат основные положения теории ноосферы (гл. 3.3). Сводка базовых постулатов модели ноосферогенеза (нооиндустриальной цивилизации) дана в табл. 3.1.
Компактная форма записи этих постулатов не мешает заметить главное: в основе модели нооиндустриальной цивилизации лежит примат творческого поиска, свободы, понимаемой не как необходимость, а как возможность выбора. Тем самым создаются предпосылки для преодоления одной из главных болезней индустриальной цивилизации потребления — массового тиражирования усредненного человека, унификации и размывания неповторимого личностного потенциала, торжества посредственности.
Второе отличительное преимущество этой модели состоит в том, что по содержанию она носит экоантропоцентрический характер, а потому ориентирована на снятие современных глобальных противоречий. Однако из теории социосинергетики следует, что процесс самодвижения цивилизации будет носить циклический характер и неизбежно сопровождаться бифуркациями. Задача теории поэтому состоит не в том, чтобы пытаться исключить их воз-
никновение, потому что это невозможно. Необходимо другое: разработать алгоритмы заблаговременного прогнозирования эволюционных кризисов и определить критерии, позволяющие свести к минимуму потенциальный риск перехода после бифуркции на тупиковые сценарии, а также масштаб потерь, неизбежных при возникновении очередного структурного кризиса.
Таблица 3.1.