Фактов, рассмотренных в предыдущей главе, достаточно, чтобы методом абдукции сформулировать гипотезу, на основании которой можно было бы предложить научную интерпретацию всей совокупности этих необычных проблем и явлений [64, 66].
Сформулируем эту гипотезу в виде трех постулатов, обладающих синергетической целостностью:
1. Топология Вселенной подобна одностороннему листу Мебиуса, составленному из двух автономных слоев реальности — четырехмерного мира Эйнштейна—Минковского и семантического топоса.
2. Физическим референтом семантического топоса, или пространства, является мэон — квантовый вакуум.
3. Все объекты материального мира, начиная от элементарных частиц и кончая мозгом человека, обладают свойством консиенции — способности информационного взаимодействия с семантическим потенциалом мэона.
Напомним, что таеоп по-гречески означает отсутствие бытия, ничто; на латыни это и есть vacuum, пустота. Термин conscientia на латыни означает сопутствующее знание. Напомним также, что лист Мебиуса представляет собой одностороннюю поверхность, образованную из двустороннего листа.
Свойство консиенции универсально, однако сильнее всего проявляется у живых организмов, а в особенности у человека. Поэтому из третьего постулата следует, что мэон, биологические системы в целом и мозг человека, его сознание в особенности, а также связывающие их информационные потоки образуют синергетическое триединство — мэон-биоинформационную триаду. А поскольку мозг человека, или его сознание, функционально является оператором информации, можно также говорить о мэон-биокомпьютерной концепции, или коротко — МБК-концепции. Эту концепцию еще нельзя считать строгой теорией, так как нам пока не удалось в должной мере прояснить функциональные особенности и структурные характеристики ее элементов — мэона и его семантического потенциала, информации и сознания человека как наиболее важной функции биологических систем.
Рассмотрим научные и философские предпосылки, которые наряду с учением об идеационной триаде лежат в основе МБК-концепции. Следует упомянуть нус Анаксагора, идеи гилозоизма, или одушевления материи, которые развивали Платон, гностики, Г. Лейбниц, мировой дух Гегеля и др. Содержательную сторону этих учений отмечали физики-теоретики Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Д. Бом, а также философы B.C. Соловьев, А. Бергсон и Б. Рассел.
Русский математик и философ Василий Налимов около 1970 г. высказал плодотворную идею о семантическом пространстве, существуюет параллельно и независимо от мира материи [93, 94]. Заслуга Налимова состоит в том, что он сумел придать концепции
семантического пространства математическую форму. Он предположил, что изначально все возможные смыслы располагаются вдоль числовой оси — линейного континуума Кантора. Поскольку в исходном состоянии все смыслы никак не проявлены, иными словами, имеют одинаковые статистические веса, их множество в этом состоянии представляет собой семантический вакуум. Появление на этом фоне текста происходит путем взвешивания смыслов. Эту функцию осуществляет оператор сознания — человеческий мозг, в памяти которого имеется фильтр, формирующий функцию распределения смыслов. В итоге на выходе появляется текст, раскрывающий смысл. Математически эта операция записывается с помощью формулы Байеса.
Природа смысла раскрывается через триаду: смысл, текст, язык. Раскрытие смысла через текст осуществляется с помощью подходящей знаковой системы, выполняющей функцию языка. Эта роль сознания человека, которое раскрывает смысл через текст, удачно отражена в метафоре «человек — это язык», принадлежащей М. Хайдеггеру и П. Рикеру.
Русскому философу и культурологу Алексею Лосеву принадлежит тонкий анализ семантики мэона. Ему удалось очень близко подойти к сформулированному выше определению этого понятия. «Эйдосы, — писал он, — имеют свою... пустоту и пространство, в котором они существуют один подле другого и при помощи которого отличаются друг от друга. Это эйдетическое пространство и есть... мэон» [76].
Формирование идей семантического пространства и мэона проходило в рамках идеалистической философии, берущей начало от учения Платона. Преимущество такого подхода, как справедливо отмечал русский биолог и философ Александр Любищев, состоит в «полном отрыве от привычных представлений, пересмотре укоренившихся понятий, полном отрыве от обязательного «отображения» внешнего мира. Идеалистическая философия для этого несравненно пригоднее, чем материалистическая, так как она принимает призрачность нашего мира явлений» [78].
Но, будучи удобным для научного поиска, такой подход непригоден для перехода к практике, к эксперименту. Чтобы совершить такой переход, необходимо определить физический референт введенным понятиям. В рассматриваемой теоретической модели в качестве такого референта постулируется мэон — смыслосодержащая разновидность квантового, или физического, вакуума.
Каноническое определение физического вакуума гласит: это низшее энергетическое состояние квантованных полей, характеризующееся отсутствием каких-либо реальных материальных частиц. В этом состоянии обращаются в нуль все квантовые числа — импульс, электрический заряд и др. Однако в то же время физический вакуум не следует понимать как «ничто», абсолютную пустоту: вследствие соотношений неопределенностей Гейзенберга в нем постоянно происходят флуктуации энергии, ведущие к возникновению виртуальных частиц. Энергия флуктуации физического вакуума громадна — порядка 1095 г/см3, что на 95 порядков больше плотности воды. Можно поэтому рассматривать весь материальный мир как легкую рябь на поверхности безбрежного океана вакуума [42, 134].
Но с другой стороны, время жизни виртуальных частиц очень мало — не более 1022 с — и они не успевают вступить во взаимодействие с реальными частицами. Поэтому их можно было бы считать чем-то вроде «призраков». Однако «призрачный туман» виртуальных частиц участвует в коллективных взаимодействиях с ансамблями реальных частиц. Известен целый ряд физических эффектов, которые обусловлены именно этим взаимодействием.
Существуют различные варианты квантового вакуума — фермионный, бозонный, хиггсовский, казимировский и другие, которые существенно отличаются друг от друга. В нашей теоретической модели вводится новая разновидность квантового вакуума — мэон, отличительным свойством которого является его соответствие семантическому пространству.
Остается прокомментировать третий постулат — свойство консиенции мэона. Близкие к этой гипотезе идеи неоднократно высказывали многие физики. «Разум постоянно присутствует во всех формах материи, даже в простейших. У электрона в таком случае есть очень примитивная «форма разума» (американский физик-теоретик Давид Бом). «По-видимому, психические явления неотъемлемы от всякой формы материи» (русский физик-теоретик Дмитрий Блохинцев) [20].
Русскому физико-химику и философу Николаю Кобозеву принадлежит гипотеза о существовании психонов — сверхлегких частиц со спином ½которые обеспечивают оперативную связь нейронных структур головного мозга с внешними источниками информации. Следует заметить, что экспериментально установить существование психонов не удалось [51].
Немало подобных высказываний принадлежит философам и психологам. Анри Бергсон полагал, что функция сознания — отфильтровывание потоков информации, поступающей из внешнего источника, определения которому он не давал. Карл Юнг создал учение об интерсубъективных и трансисторических архетипах бессознательного. «Возможно, — писал философ Мераб Мамардашвили, — каким-то первичным образом сознание находится вне индивида как некое пространственно-подобное образование» [82].
Следует заметить, что коллективное взаимодействие ансамблей виртуальных частиц квантового вакуума с реально существующими объектами материального мира, например с элементарными частицами, — это давно и хорошо известный экспериментальный факт. Об этом свидетельствуют такие физические феномены, как эффект Лэмба-Ризерфорда: сдвиг энергетических уровней в спектре водорода, аномалии в величине магнитного момента электрона и др. Естественно поэтому полагать, что таким же свойством обладает ансамбль битионов — семантических квантов физического вакуума — с той особенностью, что его следствием является передача живым объектам информации. В последние годы в прямых экспериментах русского физика Анатолия Акимова было обнаружено воздействие квантового вакуума на живые объекты и на процессы в мозге человека (см. ч. 5).
Глава 4.8