На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
— «Правило» — значит делать правильно! — подвел итог Медвежонок.
— Молодцы! — похвалил всех Учитель. — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
— Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, — улыбаясь, произнес Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.
|
|
— Да, и неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.
— Неприятности ыкто не любит, — подтвердил Учитель. — Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.
— А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
— Конечно, согласны! — хором ответили ученики,
— Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
— Готово! — обрадовался Лисенок. —
В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
— Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходи
мое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый
ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
— Можно я попробую? — предложил Зайчонок. —
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
— Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок. —
Друга зря не беспокой. Береги его покой. На уроке тишина. Руку поднимай тогда, если хочешь отвечать или важное сказать.
— Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое:
Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть
он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
|
|
— Это легко! — воскликнул Волчонок. —
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет. Отвечает только тот, Кого учитель назовет.
'-""■■«^wnn
— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочи
няете! Еще попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка. —
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все, I
Чтоб училось нам легко!
— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учить
ся легко и интересно, раз вы так хорошо справились
с этим сложным заданием, — порадовался за своих
учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но
существуют и другие правила, с которыми вы позна
комитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы
лучше понять учебный материал, научиться работать
самостоятельно, без учителя, без родителей.,
Итак, задание такое: придумать стихи про правила <
поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гос
тях или в других местах. Удачи вам, ребята!.
После сказок для школьной адаптации предложите детям
поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети
сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмыс
ливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои
правила. Творческий подход добавит положительных эмоций
в выполнение школьных правил и в организацию дисципли
ны. Адаптационный этап лроходит по-разному у каждого уче- *j
ника, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши
дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педаго
гу выявить удовлетворенность детей школьным обучением,
наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тре-,
воги, стрессовой ситуации.
Сказки