Двадцать третья сказка. Задача для Лисенка (ложь)

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настоя­щего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

1. Во всем находить собственную выгоду.

2. Уметь ловко обмануть.

3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких.

Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»

Что касается дедушки, то он действительно оди­ночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или or отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедуш­ка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь все­гда становится явью, то есть обнаруживается окру-


жающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пы­тается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.

— Может быть, соединить в себе хитрость и фан­
тазию? — как-то высказал свою позицию Лисенок
вслух.

— И будешь Лисом-одиночкой! — протрещала в
ответ Сорока.

— Как же мне быть? — спросил ее Лисенок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

— Маленький Лисенок, — засмеялась Сорока, — выбор за тобой, твое решение и будет новой доро­гой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда мо­жет прилипнуть к тебе.

— Я подумаю над этим завтра! — решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день.

Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

— Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе
вопрос Лисенок.

В школе Лисенок был очень рассеянным. При ре­шении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с мате­матикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

— Что с тобой случилось, ты не заболел? — за­беспокоился Учитель-Еж.

— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисенка.

— Твой дедушка болен? — спросили ребята.

— Да, очень! Я за ним

всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продол-


жал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочув­ствовали Лисенку.

— Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — пред­
ложил Учитель. — Твой дедушка сейчас особенно
нуждается в тебе. Больному любовь и забота помо­
гают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выду­манной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скри­пел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным.

— Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и уди­вился, увидев Лисенка.

— Я?.. — растерялся Лисенок. — Наш учитель заболел! — прошептал он.

— Как, заболел? Что-то серьезное? — забеспоко­ился старый Лис.

— Да, наверное! — продолжал Лисенок, удивля­ясь своей сообразительности и находчивости.

— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поско­рее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, на­блюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то ве­село насвистывает песенку. Учитель немного уди­вился, подумал, что ему показалось, ведь как мож­но веселиться, если болен любимый человек. Од-


нако песенка продолжала звучать, и сбитый с тол­ку Учитель увидел в открытой двери старого Лисп, который закончил свою работу и с гордостью оце­нивал результат, упражняясь в художественном сгаи-сте.

Еж встал как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал про­исходящее.

— Я рад, что вам уже лучше! — произнес нако­нец-то Учитель.

— А вам? — спросил удивленный дедушка.

В этот момент Лисенок услышал голоса и с любо­пытством выглянул во двор. Но, сообразив, что про­изошло, решил не показывать носа, быстро шмыг­нул в свою комнату, прыгнул на кровать.

— Сейчас что-то будет! — шептал Лисенок. —
Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только
приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как
прежде, — пытался успокоить он себя.

Но это не был сон, а была самая настоящая ре­альность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, чувство стыда и страха поселилось в душе.

— Что же там происходит? О чем они говорят?
Что собираются со мной делать? — спрашивал сам
себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, ко­торые повторял несколько раз старый Лис:

—- Да, что посеешь — то и пожнешь!

Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подуш­кой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся.



Лисенок приподнял голову и увидел Учителя.

— Ложь похожа на паука, который, пробравшись
украдкой, начинает плести липкую паутину, — тихо
произнес Учитель. — Сначала это может показаться
забавной игрой, но потом каждый начинает пони­
мать, что запутался, а выбраться не хватает сил и
храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем
крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти
свободным и счастливым, прогони паука, разорви
паутину!

Лисенок не смог ничего ответить Учителю, пото­му что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред прежде все­го самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор...

— Я буду стараться быть честным!!! — пообе­щал он Учителю.

— Я верю в тебя! — ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и уче­ники простили его. С тех пор как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду.

Двадцать четвертая сказка. Спорщик

У Мышонка появилась привычка спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в го­рячих спорах со своими друзьями.

— Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спро­сил его Зайчонок.

— Я не спорю, а веду дискуссию, — важно отве­тил Мышонок.

— Дискуссия — эго немного другое, — улыбаясь, объяснил Учитель-Ех. — Во-первых, каждый участ­ник дискуссии уважает собеседника, дает ему воз­можность полностью высказаться.


— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, — вмешался Волчонок.

— Во-вторых, — продолжал Учитель, — в дискус­сии необходимо предлагать факты, которые подтвер­ждали бы твою точку зрения.

— Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! — уверенно заявил Мы­шонок.

— Мне наш Мышонок напоминает одного знако­мого лесного гнома, — вспомнил Зайчонок.

— Какого еще гнома? — недовольно спросил Мы­шонок.

— Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца, — начал свой рассказ Зайчонок. — Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с при­ветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком.

Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты:

— Ух-ты! И такое бывает! — удивляется гном.
Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не

похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазка­ми он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает и вряд ли существуют еще в мире какие-то за­гадки. Когда Удивлялка делится своими впечатления­ми с братом, то в ответ слышит:

— Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:

— Что же ты такую ерунду не знаешь?
Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.
Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже

взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.





Трудно живется его брату-близнецу. От постоян­ного брюзжания его лицо быстро сморщилось и со­старилось, а друзей совсем нет.

— А я встречала его в лесу! — воскликнула Бе­лочка. — Он похож на сморщенный сушеный гриб!

— Да, — подтвердил Учитель. — Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называ­ет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями.

— А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? — смутился Мышонок.

— Дискутировать! Поупражняемся, все вместе! — обещал Учитель.

После этой сказки можно предложить школьникам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Напомните правила ведения дискуссии (см. текст сказки) и введите для самоконтроля «мяч-переход­ник» (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно про­анализировать вместе с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: