7.1. Структура системы управления рисками 7.1.1. Особенности управления риском в различных сферах
Наличие опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, их реализация в различных формах и связанные с ними потери требуют для обеспечения устойчивого развития человечества в социоприродно-про-мышленной системе стабильного общественного воспроизводства выработки защитных механизмов для борьбы с риском, снижения его негативного влияния для жизнедеятельности населения, существования и развития организаций до приемлемых в конкретных социально-экономических условиях уровней.
Безопасность территорий (населения и организаций) достигается путем управления соответствующими рисками (природными, техногенными, экологическими, экономическими и др.). Управление рисками касается каждого. Например, применительно к сфере экономики: 1) каждая семья, которая хоть чем-то владеет (будь то хотя бы маленькая приватизированная квартира), нуждается в защите собственности; 2) чем успешнее карьера любого предпринимателя, тем скорее перед ним встанет задача перейти со стези добытчика, рискового авантюриста на путь буржуа, т.е. человека, главной задачей которого является сохранить нажитые тяжким трудом и (или) риском имущество и социальный статус; 3) в рыночной экономике управление рисками — это профессиональная область, сфера занятости, возможность карьеры и заработка; 4) знания в области рисков открывают больше возможностей в бизнесе; 5) общество и государство требуют от своих граждан все большей осторожности и взаимной ответственности, способности не наносить ущерба окружающим людям и объектам.
Можно выделить три уровня управления системами (объектами и процессами), подверженными рискам (табл. 7.1):
— учет в деятельности (принятие разумных предосторожностей). Осуществляется на основе принципа оправданного риска на бытовом уровне каждым отдельным человеком. Необходимо иметь в виду, что поведение большинства людей, предупрежденных об опасности, решительным образом отличается от поведения того же человека в той же обстановке, но который об опасности не знает. И успех организации также сильно зависит от усилий по информированию и обучению сотрудников различным аспектам жизни в условиях риска;
— регулирование. Осуществляется в соответствии с принципом нормирования на государственном уровне федеральными органами исполнительной власти
Системы управления рисками в различных сферах
(ФОИВ), специально уполномоченными (обычно постановлением правительства) в соответствующей сфере осуществлять такое регулирование. Регулирующими органами в соответствующих сферах являются, например, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие органы. Может осуществляться саморегулируемыми организациями (например, профессиональных участников рынка ценных бумаг);
— управление риском. Осуществляется на основе принципов обоснования и оптимизации. Осуществляется на государственном уровне ФОИВ, специально уполномоченными осуществлять такое управление в соответствующей сфере. Например, Федеральное агентство по атомной энергии России специально уполномочено осуществлять управление в области использования атомной энергии. На уровне фирмы управление осуществляют специальные институты специалистов (в частности, риск-менеджеры). Переход к управлению риском оправдан при наличии необходимых исходных данных и методик, позволяющих осуществлять мониторинг показателей риска в соответствующей системе, необходимых для принятия решений.
Таблица 7.1