В настоящее время уже практически не существует областей деятельности, которые были бы относительно свободными от риска. Риски увеличиваются пропорционально росту сложности управляемых систем. Управление рисками встает в повестку дня, если неопределенность препятствует достижению поставленных целей. Однако способность управлять риском возникает только в процессе развития, по мере обучения и накопления опыта. Процесс овладения знаниями и навыками в риск-менеджменте проходит пять последовательных стадий:
1) Постановка проблемы. Риск обычно идентифицируется как негативный
фактор. В рамках здравого смысла превалирует точка зрения, что «неприятно
сти надо переживать по мере их наступления». Выражением такого подхода
обычно является применение кризисного менеджмента уже после реализации
риска. Риски безадресны; до тех пор, пока они не стали проблемами. Первым
шагом в риск-менеджменте является осознание объективности рисков и необ
ходимости их идентификации;
2) Смягчение. Характеризуется сдвигом от кризисного менеджмента
к риск-менеджменту. Персонал уже идентифицирует риски, но систематиче
ской работы в этом направлении не проводится. Так как знания и опыт огра
ничены, то люди могут испытывать неуверенность в процессе управления рис
ками. На этой стадии риск-менеджмент предпочитает ставить цели уменьше
ния вероятности возникновения критических рисков и смягчения их послед
ствий, осуществляя план реагирования на непредвиденные обстоятельства,
если первоначальный план неуспешен;
|
|
3) Предотвращение. Характеризуется смещением акцентов с риск-менедж
мента, рассматриваемого как индивидуальная деятельность, к риск-менедж
менту как деятельности команды. В рамках этой стадии не столько пытаются
уклониться от рисков, сколько занимаются идентификацией и устранением
причин возникновения рисков. Стадия характеризуется наличием командного
духа и эпизодическим вовлечением клиента в процесс риск-менеджмента, по
скольку наступает понимание динамичности этого процесса, который не мо
жет существовать изолированно. Вместо сосредоточенности на затратах и по
строении карт рисков (специфицировании рисков) фокусируются на обнару
жении их источников. Предотвращение — поворотный пункт развития кон
цепции риск-менеджмента — от реактивной технологии к активной. Боль
шинство людей обладает опытом качественной идентификации рисков,
но чувствует себя неуверенно при необходимости проведения количественных
оценок;
Технология риск-менеджмента
4) Предвидение. Характеризуется перемещением центра тяжести с субъективного восприятия рисков на их количественную оценку и использование результатов измерений для управления рисками на основе их предсказуемости. Используются различные методы, с помощью которых предсказываются будущие вероятные события. Проектная команда совместно с клиентом в процессе риск-менеджмента количественно и с разумной точностью оценивает риски для того, чтобы правильно расставить приоритеты. Используется активный подход при оценке возможных альтернатив для управления рисками. Сравнение имеющихся альтернатив, в свою очередь, становится более адекватным при использовании количественных методов. Эта своего рода ранняя система предупреждения позволяет предвидеть проблемы и уклоняться от них с помощью корректирующих действий;
|
|
5) Возможность. Характеризуется рассмотрением положительных аспектов риска, что помогает развиваться и целенаправленно формировать будущее. Наиболее сильное изменение парадигмы управления находится в области восприятия рисков как возможности экономить ресурсы и добиваться большего успеха, чем было запланировано. Риск является предметом всеобщей ответственности. Принимая такую мировоззренческую установку, мы допускаем, что есть вещи, которые нам неизвестны и учитываем их существование, используя сценарный подход, в рамках которого рассматриваются как позитивные, так и негативные возможные исходы. Персонал осознает, что для каждой возможности существует присущая ей стоимость, а представление об имеющихся компромиссах улучшает возможности для принятия взвешенных решений. Став коллективным делом, концепция риска как положительной возможности вероятного достижения больших результатов, чем запланировано, становится мощным инструментом достижения цели развития.
Рассмотренные стадии проходят через видение конкурентоспособных преимуществ, удовлетворение запросов клиента, увеличение предсказуемости и максимизацию возможностей.
Трансформация каждого видения в действительность обеспечивается через развитие следующих факторов, которые влияют на способность управлять рисками:
—люди — критический коммуникативный фактор. Целью персонала является прохождение всех рассмотренных стадий: проблемной, смягчения, предотвращения, предвидения и возможности;
—процесс — главный фактор, так как на его основании описываются стадии движения к предсказуемости результатов риск-менеджмента. Цели процессного подхода — идентификация рисков, их анализ, мониторинг и преодоление;
—инфраструктура — также один из основных факторов, потому что именно она порождает культуру риск-менеджмента. Цели инфраструктурного развития — политика, определение стандартных процедур, обучение технологии риск-менеджмента, проверка согласованности и совершенствование практики;
—исполнение, т. е. распределение ответственности по проекту и полномочий для реализации планов. Цели исполнения — мотивировать инициативы, развивать планирование, проектировать стандартные процессы, оценивать риск и управлять им.
Глава 9
Рост квалифицированности в области риск-менеджмента является процессом постепенного роста и изменений. Способность управлять рисками выражена в кратком суждении: «действуй или потеряешь». Необходимо достижение предполагаемых целей. Если развиваются навыки управления рисками, но эти способности не используются, то самым вероятным исходом будет потеря конкурентоспособности. Знание должно сопровождаться действиями для получения действительных выгод от управления рисками. Так, макроэкономический риск-менеджмент включает следующие правила [98]: диверсифицируй капитал; инновации — залог успеха; сегодняшний рубль дороже завтрашнего; строй бизнес на удовлетворении «голодной» потребности в системе; выпускай товар неэластичного спроса; предлагай деловые (информационные, юридические, консалтинговые и др.) услуги бизнесу; инвестируй капитал в знания и информацию; ты сам — лучший объект инвестирования; предлагай людям то, что хотел бы иметь сам.