Рождение социального «Я»

Кризис 7-летнего возраста – рождение социального «Я» - «Я среди других».

К трём годам человек осознал своё «Я» - себя как неповторимого и уникального.

Годам к шести – семи у ребёнка впервые появляется социальное «Я».

Теперь же, на новой ступеньке развития, он будет стремиться осознать место своего «Я» среди других людей.

Из домашнего круга ребёнок шагнёт в другой – общественный, социальный.

Теперь ему важно выяснить, на что он способен, и в соответствии с этим себя оценить.

· почувствовать себя частью социума;

· получить от этого общества оценку собственных действий;

· самоутвердиться в обществе – занять в нём достойное положение.

Но давать оценку себе и своим поступкам малыши не умеют. Они просто обожают себя – и всё. Что говорят им взрослые – в то они верят, как близкие взрослые оценивали его самого – то и принимал за истину в последней инстанции.

Теперь, с появлением социального «Я» ребёнок уже способен посмотреть на себя со стороны, представляя, как он выглядит в глазах окружающих. И в основном через их отношение он оценивает себя.

Ребёнок учится смотреть на себя глазами других – и это неплохо.

Но о братите внимание, мамы и папы – это критический момент в самооценке ребёнка.

Если сейчас он «зацепится» за какой-то свой недостаток и с ним смирится – такое же отношение к себе самому перенесёт и на другие сферы своей личной жизни.

(О самооценке и роли её читайте в следующей главе).

В это время меняются авторитеты. Родители пока ещё главные, он чем старше будет становиться ребёнок, тем больше будет тянуться к сверстниками, и в подростковом возрасте их мнение для ребёнка станет едва ли не основным.

Дети всегда стремятся занять в коллективе достойное место. А вот получается не у всех.

В любом классе существуют своеобразные «социальные прослойки»:

лидеры (или «звёзды») – самые авторитетные и популярные ученики;

компанейские ребята – они активно участвуют в жизни класса и чувствуют себя в классе как рыба в воде;

изолированные – к ним другие ребята относятся «просто никак» - нет ни симпатии ни особой вражды, эти дети стоят словно в сторонке, и чувствуют себя в классе не очень уверенно и комфортно;

отвергнутые - вот у кого тяжёлое положение – с ними никто общаться не хочет; в классах постарше кто-то из них может запросто превратиться в «козлов отпущения», в «классных шутов».

В какой разряд попадёт ваш ребёнок во многом зависит от того, как он сам оценит себя.

И ещё – от учительницы.

Для младшеклассника учительница становится образцом действий, суждений, оценок; она теперь главный авторитет. И обычно бывает так: каково её отношение к данному ученику – так к нему относятся и другие. И как следствие - он сам к себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: