Характеристики взаимодействия

Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее форма этой активности. У человека, являющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием, обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т. д., что особенно явно проявляется в общении). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность на уровне построения модели воздействующего объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А. Н. Леонтьев), было показало (О. В. Овчинникова, Ю. Б. Гиппенрейтер), что даже на уровне органа (и в частности, наименее проксичного органа — слуха) осуществляется встречная активность в виде построения образа, уподобляющего воздействующий эффект. Действие построения уподобляющей модели (В. П. Зинченко) при восприятии объекта есть форма активности взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной позиции. В-третьих, это поведенческая (вербальная, невербальная) активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектов.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая каузальные, причинно-следственные. В силу этого оно является основой становления любой системы, ибо она, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов. Соответственно, системность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляется еще одна существенная его характеристика — осознанность и целеположенность. Эта характеристика определяет и формы этого взаимодействия — сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Обе эти формы проявляются в образовательном процессе, они связаны между собой; взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: