Психологический контакт во взаимодействии

Психологический контакт — это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Отметим, что психическое состояние определяется в психологии как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности»2.

Контакт осознается и переживается субъектами взаимодействия как положительный подкрепляющий его фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения», механизм которого

1 Контактом часто называют сам акт взаимодействия.

2 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. С.20.

рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой деятельности. Являясь древним по своему происхождению и многообразным по проявлению (Г. М. Андреева), заражение выступает как форма спонтанного внутреннего механизма поведения человека. Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей1. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Следует отметить, что эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается в первую очередь личностями взаимодействующих субъектов, личностной значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия.

Вторым механизмом подлинного контакта взаимодействующих сторон является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например, учителя и учеников.

Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг друга, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. Так, например, показательным для контакта в классе является поза внимания, напряженное, несколько направленное вперед положение тела,

1 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 258.

взгляды и жесты одобрения, рабочая, регулируемая самим учителем тишина, ожидающее, напряженное молчание учеников во время пауз колебания и размышления учителя. Эти и другие показатели описываются специальным разделом теории общения — проксемикой.

Контакт является условием и следствием взаимодействия его субъектов, повышающим эффективность этого процесса и результата. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет прежде всего возможность естественного, незатрудненного общения, — его наличие важно и для продуктивного сотрудничества.

* * *

Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта.

Вопросы для самопроверки

1. Как можно аргументировать активность субъекта реактивной стороны взаимодействия?

2. Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие?

3. На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности взаимодействия с классом?

Обязательная литература

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. Разд. II.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. С. 34—50.


Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: