Глава II. Римская премия

Морис Равель родился в 1875 году в Сибуре. Отец его был родом из Савойи, мать — уроженка Пиренеев. Спустя несколько месяцев после рож­дения сына семья покинула страну басков и обосновалась в Париже. По настоянию отца, обладавшего прозорливым и ясным умом, шестилетний Равель начинает учиться игре на рояле, и в 1889 году его принимают в консерваторию в подготовительный класс фортепиано. Через два года он переходит в класс Берио, где его соучеником оказался Рикардо Виньес, впоследствии горячий приверженец и блестящий исполнитель его музыки. По гармонии его учителем становится Эмиль Пессар, под руководством которого Равель добросовестно усваивает правила, установленные Ребером и Дюбуа. С 1897 года он постигает контрапункт под руководством несрав­ненного педагога Андре Жедальжа1, а по композиции занимается с Габ­риелем Форе, известным своим классически строгим вкусом и тонким чув­ством меры.

Едва достигнув восемнадцати лет, Равель пишет первые юношеские произведения — «Серенаду-гротеск», «Балладу о королеве, умершей от любви». Вслед за тем в последние годы прошлого века появляются и дру­гие его сочинения, из коих многие отмечены печатью рано созревшей не­заурядной индивидуальности композитора: прелестный «Старинный ме­нуэт», одновременно архаичный и модернистский, два очень показатель­ных и многообещающих вокальных произведения, одно — на слова Вер­лена — «Глубокий, мрачный сон», другое — на слова Малларме — «Святая»; «Звуковые пейзажи», где фигурирует та самая «Хабанера», которая две­надцать лет спустя нашла свое место в «Испанской рапсодии», — она написана с таким поразительным мастерством, что впоследствии в ней не пришлось изменить ни одной ноты; далее следуют две изящные «Эпи­граммы» на слова Клемана Маро; увертюра-феерия к «Шехеразаде» —

1 Жедальж Андре (1856—1916) — французский композитор и педагог, ученик Гиро по композиции, с 1895 г. профессор контрапункта и фуги в Парижской консерватории. Его учениками были: Морис Равель, Флоран Шмитт, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер и многие другие. Жедальж — автор трех симфоний и инструментальных произведений, а также пантомимы «Маленький Савояр», комической оперы «В ловушке», музыкальной дра­мы «Елена» и др.

опере, о которой одно время мечтал Равель, но которую так никогда и не написал, знаменитая «Павана усопшей инфанте», по мнению Равеля, чрезмерно захваленная и позднее подвергнутая им самим беспощадной критике.

Увертюра к «Шехеразаде» была исполнена под его управлением 27 мая 1899 года в симфоническом концерте Национального общества. Этот дирижерский дебют долгое время не имел продолжения, только че­рез тринадцать лет, в апреле 1912 года Равель снова появился за дири­жерским пультом в зале Шатле, где шел его балет «Аделаида, или Язык цветов» с участием г-жи Трухановой. Увертюра к «Шехеразаде» написана под сильным влиянием Могучей кучки; композитор несколько злоупотре­бил в ней целотонной гаммой, только что начинающей приобретать свою эфемерную популярность. Увертюра вызвала суровое осуждение критики, потревоженной непривычными новшествами. Особенно язвителен был Пьер Лало, проявлявший с тех пор к Равелю откровенную враждебность, от которой он отказался, увы, слишком поздно.

Равель рассказывает об этом концерте в письме к своему другу Флорану Шмитту, писавшему в затворничестве кантату для академического конкурса; Большая Римская премия была присуждена Шмитту лишь в 1900 году; Вторую премию он получил в 1897 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: