Контроль, как завершающая общая функция менеджмента

Контроль — это проверка выполнения поставленных задач, исхо­дящих из стратегических и тактических целей организации.

Контроль выполнения заданий начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя. Он предполагает сопостав­ление намеченных целей и достигнутых результатов, а также прове­дение необходимых корректировок, если намеченные результаты не достигнуты.

Сам по себе планы и программы отражают желаемую ситуацию, но в, ходе ее достижения в самой системе управления и в окружаю­щей среде происходят изменения, которых могло не быть в момент формирования планов или программ. Меняются законы, трансфор­мируются системы ценностей, создаются новые технологии и т.д. Для того чтобы адекватно отреагировать на эти изменения, органи­зации необходим механизм оценки воздействия этих перемен на объ­ект управления. Такой механизм и является контролем. Существует несколько видов контроля.

Предварительный контроль должен обеспечивать реализацию на практике установленных требований, правил, процедур и стандартов. Например, предварительный контроль в части материальных ресурсов направлен, прежде всего, на обеспечение соответствия покупаемых ма­териалов или товаров установленным стандартам. В части трудовых ресурсов этот контроль предусматривает тщательный отбор работни­ков при найме их на работу с учетом должностных требований и их деловых и личных качеств. Применительно к финансовым ресурсам предварительный контроль осуществляется главным образом при по­мощи предварительных бюджетов, о которых речь пойдет ниже.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе прове­дения работы. Его обычно проводит сам руководитель, проверяя ра­боту подчиненных. Текущий контроль в системе управления основан на обратных связях.

Заключительный контроль обычно осуществляется, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сопоставить с за­данными. Конечно, заключительный контроль проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в хо­де работы. Однако он все же позволяет, во-первых, учесть эти про­блемы в будущем при выполнении (или планировании) аналогичной работы и, во-вторых, осуществить вознаграждение работников за по­лученные результаты.

В процессе осуществления контроля крайне важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров и установить задания и критерии их выполнения, воспринимаемые подчиненными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: