Ключевое слово: умственное воспитание, познавательная активность, интеллектуальные способности, мыслительные операции, умственная деятельность.
Проблема воспитания личности, могущей решать современные задачи общественного производства, связана с развитием интеллектуальных способностей каждого человека. Формирование творчески мыслящей личности - одна из задач умственного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, навыков мыслительной деятельности. Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обучение человека, в процессе которого происходит овладение знаниями, умениями и навыками.
Между физическим и умственным воспитанием имеются непосредственные и опосредованные связи.
Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся; непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует проявления умственных усилий. Простое решение двигательных задач, например как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями заключается во взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.
Опосредованная связь физического воспитания с умственным состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять в целом умственную деятельность, используют как средство для снятия умственного напряжения, стимулирования интеллектуальной деятельности.
Задачи умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривают:
- обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта; расширение и углубление их, формирование осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности;
- развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.
Освоение их в единстве с практическими навыками и умениями составляет образовательную направленность в физическом воспитании, связанную с воспитанием познавательной активности и таких качеств ума, как любознательность, пытливость, динамичность, гибкость, точность мыслительных операций.
Начальный этап обучения двигательным действиям характеризуется воспроизводящей познавательной активностью занимающихся. Затем все больше места занимает продуктивное, творческое мышление, которое характеризуется способностью самостоятельно искать и находить, ставить и решать разнообразные двигательные задачи, осваивать тонкости технического и тактического мастерства, использовать свои возможности в различных условиях деятельности.
Полезны и такие формы умственного воспитания, как лекции, семинары, дискуссии, просмотр учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой, задания на дом по зарисовке, анализу и моделированию техники физических упражнений.