Тема № 4: Развитие эстетической сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности

Ключевые слова: эстетическое воспитание, факторы эстетического воспитания, эстетические ценности физической культуры, эстетические свойства физической куль­туры.

Эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценно­стного отношения к миру, индивидуальные эстетические творческие способности.

Эстетическое воспитание - это воспитание способ­ности полноценного восприятия и правильного понима­ния прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у человека систему художественных представ­лений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Одновре­менно с этим эстетическое воспитание развивает стрем­ление, готовность и умение вносить элементы прекрас­ного в свою жизнь, противостоять безобразному, низмен­ному.

Задачи эстетического воспитания вытекают из эсте­тического отношения к действительности и включают:

– воспитание эстетических потребностей, т.е. созна­тельного стремления к прекрасному;

– воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности непосредственно воспринимать и пережи­вать прекрасное;

– воспитание эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, но и оценивать и понимать прекрасное;

– воспитание эстетических идеалов, т.е. активного стремления к тому образу совершенной жизни и совер­шенного человека, который является идеалом нашего общества;

– развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.

Основные задачи развития эстетической сферы лич­ности человека в процессе физкультурно-спортивной де­ятельности состоят в:

– воспитании способности чутко воспринимать, глу­боко чувствовать и оценивать красоту в сфере физичес­кой культуры, спорта и в других областях ее проявления;

– формировании эстетики поведения и межличностных отношений в физкультурно-спортивной деятельности; вы­работке активной позиции в утверждении прекрасного, не­примиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Возможности, предоставляемые физической культу­рой для реализации этих задач, многогранны.

Положительные эстетические восприятия вызывает красота физического облика человека: правильное тело­сложение, гармонически развитая мускулатура, строй­ность и изящество осанки, пластическая выразитель­ность тела. По-особому красив человек в целеустремлен­ном, совершенном движении. Координационная слажен­ность движений, соразмерность усилий, динамика рит­мов и другие черты рациональных двигательных дей­ствий вызывают яркие эстетические чувства, доставля­ют удовлетворение и радость. Эстетические свойства физической культуры особенно ярко раскрываются в гимнастических выступлениях, спортивных состязаниях, физкультурных парадах, которые, становясь массо­выми зрелищами, по силе эстетического воздействия гра­ничат с искусством.

Эстетические ценности физической культуры опреде­ляются тем, что приобщение к физкультурно-спортивной деятельности ведет к полноценному здоровью, к физичес­кому совершенству, способствует достижению идеала гар­монического развития личности.

Гуманная суть эстетики раскрывается более всего в красоте человеческих поступков и нравственных отноше­ний, в деятельности, направленной на достижение обще­ственно значимых целей. Как одна из широких сфер фор­мирования этических и эстетических отношений физи­ческая культура и спорт позволяют соединять нравствен­ные и эстетические нормы в воспитании личности.

В занятиях физическими упражнениями используют­ся такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка. Хореографию как школу вы­разительного движения можно считать средством как эс­тетического, так и физического воспитания. Она давно вошла в состав гимнастики, особенно художественной, и все глубже проникает в сферу спорта (спортивные танцы, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и др.). Гармоническая связь движений и музыки является источ­ником эстетического удовлетворения и играет определен­ную роль в формировании совершенных движений.

К факторам эстетического воспитания следует отнести и произведения искусства, которые посвящены физической культуре и спорту, воссоздающие физическую красоту че­ловека, показывающие гармонию его физического и духов­ного развития. " Искусство, - говорил Кубертен, - должно соседствовать со спортом, должно быть связано с прак­тикой спорта ". Это тесное единение - так считал родона­чальник современных Олимпийских игр - поможет разви­тию человеческой личности. По предложению Пьера де Кубертена в программу Олимпиад были включены худо­жественные конкурсы, как это делалось на древнегречес­ких Играх. Сегодня Олимпийские игры украшают концер­ты, выставки, театральные представления. Настоящий спортивный спектакль разворачивается во время церемо­ний открытия и закрытия. Кто, например, не помнит за­мечательных кадров закрытия Московских олимпийских соревнований, когда огромный и такой трогательный Миша улетел с Лужниковского стадиона в небеса: "До сви­данья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказоч­ный лес..." - так пелось в заключительной песне.

Особое влияние на эстетические представления и чув­ства занимающихся физкультурно-спортивной деятель­ностью оказывают условия среды. Ценность в этом отно­шении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художе­ственное оформление, гигиенические условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: