Общество как предмет

Субъект социологии изучает социальную реальность. Та её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, доступна его познавательной деятельности, считается объектом социальной науки. Объект, как известно, дан познающему субъекту уже в ощущениях, однако, в таком случае он выступает ещё не в проанализированной форме. Понятие же предмета обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Понятие предмета также нередко употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта. В гносеологическом плане противопоставление объекта и предмета является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки объекта. Объект существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания. Вырабатываемые субъектом знания постоянно соотносятся с объектом, проверяются через материальную практическую деятельность. Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому, социология - наука о целостности общественного организ­ма, общественной жизни, общественных отношений.

Понятие "общество" вошло в активный научный оборот вместе с появлением современной социологии в первой половине XIX века. "Общество" в тот период составляло одну половину антитезы (неразрывной пары понятий), в котором другой половиной было "государство". Становлению общества в качестве самостоятельного предмета анализа способствовали грандиозные изменения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX столетия.

Великая Французская буржуазная революция явилась культурным водоразделом в идеологической истории человечества. Именно она привела к широкому распространению идеи о том, что социальная динамика более чем социальная статика является нормальным и естественным состоянием социального мира. Это, между тем, вызвало к жизни интеллектуальную проблему: как регулировать ускорение, замедление и прочие воздействия на нормальный процесс социальной эволюции. Появление социальной науки в качестве институциализированной социальной активности явилось одним из главных откликов на эту интеллектуальную проблему. Социология стала представлять собой рациональную систему взглядов, объясняющей процесс изменений в обществе.

В конце XVIII в. французское общество в лице "третьего сословия" возмутилось. В результате взятия Бастилии (1789 г.) были поколеблены основы незыблемого до того момента государства и социального порядка: низложен король. Ни внешняя агрессия, ни дворцовые перевороты, а именно общество явилось причиной изменений в государстве, стало фактором перемен в устоявшемся социальном организме. Последующий в XIX веке распад феодальных империй и становление множества суверенных государств в Европе ещё более актуализировали проблему противостояния общества и государства. Вопросы политической активности, эффективного социального контроля выходят в центр внимания науки, поскольку они представлялись ареной, на которой происходили социальные изменения. Один неизменный интеллектуально-политический вопрос пронизывал весь XIX век: как примирить (согласовать интересы) общество и государство? При подобной формулировке вопроса государство и общество оказывались доступными непосредственному изучению и анализу. Данный процесс осуществлялся через формальные институты науки. Понятие "общество" было вовлечено в научный лексикон для того, чтобы обозначить и придать значение тем механизмам социального контроля, которые состоят из привычек, традиций и обычаев, объединяющих людей, держащих их вместе, несмотря или вопреки формальным (государственным) законам. В некотором смысле, общество представляет собой более основательное и "глубинное" образование по сравнению с государством, менее манипулируемое и определенно более ускользающее от познания. С тех пор проходят нескончаемые дебаты о том, как общество и государство соотносятся, которое из них главенствует, которое из них воплотило в себе наивысшие моральные ценности и т. д. Ясно только одно: границы общества и государства не являются тождественными.

Люди проживают в государствах, а общество является фундаментом каждого государства. Государства имеют историю и традиции. Государства нормально развиваются. Они изменяют свои способы производства, урбанизируются, имеют социальные проблемы, процветают или приходят в упадок. Они имеют границы, внутри которых действуют "внутренние" факторы, а снаружи - "внешние". Это - независимые сущности, которые можно сравнивать и анализировать. Подобный имидж социальной реальности не является фантазией, он позволяет совершать научные открытия. Только в связи с этим возникает одна проблема. Со временем всё больше и больше "аномалий" становятся необъяснимыми в рамках подобных представлений, больше появляется непостижимых зон человеческой деятельности. Такая ситуация заставляет обратить внимание на основной предмет социологии. Общество становится центром научных дебатов. Замещение предмета исследования "государства" на "общество" позволило снять шоры, предохранявшие ранее от изучения многих сфер реальной жизни. Тем самым, социология проложила себе дорогу в XX век, открыла новые горизонты познания и обеспечила себе всё возрастающую роль в регулировании социальной жизни. Вместе с обществом в фокус науки стала попадать вся социальная проблематика, многие социальные процессы и явления стали предметами изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: