Классовый анализ

Для отечественного обществоведения классовый анализ долгие годы был альфой и омегой социального познания. В ходе перестройки он был раскритикован публицистами, стал непопулярным среди обществоведов. Однако замалчивание его природы, роли и значения в общей методологии познания общества ни к чему. Классовый анализ - самостоятельная, очень экономная и поучительная модель мышления.

Понятие "классового анализа" в его классической марксистской форме воплощает в себе очень большие притязания. Ему отводится роль уникально могущественного принципа организации социального и политического анализа, который якобы обеспечивает наилучший метод теоретических обобщений широкой массы эмпирических данных. Отправным пунктом классового анализа в марксизме является хрестоматийно известный отрывок из "Манифеста Коммунистической партии": "Вся история существующих обществ, дошедшая до нас в письменных источниках, - по мнению Маркса и Энгельса, - была историей борьбы классов" (34,С. 424.). Познание общества в силу этого есть не что иное, как анализ результатов классовой борьбы. Классовая борьба, следовательно, производит решающий факт социальной жизни от далекого прошлого и вплоть до настоящего времени. Энгельс позже, правда, уточнит, что лишь первобытная история не может быть описана в терминах классового анализа.

Большие группы людей (классы), идентифицированные в терминах производственных отношений, имеют объективную возможность, данную их местом в социальной структуре, получать независимое и корректное знание о реальности. Чем больше порция реальности затронута в своей деятельности классом, тем значительнее возможность получать правильное знание. Признание материальной и социальной детерминированности бытия, приводит марксистов к выводам о классовой обусловленности знания.

Классовый анализ имеет свой интерес в познании социальной действительности. Он не прочь быть монополистом в этой области. Такой интерес и вызванная этим избирательность подхода ведут не только к относительности, но и к ограниченности знания, добытого классовым анализом. Полностью и адекватно охватить и отразить социальное бытие отдельный класс в силу своего известного положения в способе производства и соответствующей социальной структуре потенциально не в состоянии. Поэтому более или менее достоверное знание о реальности не может быть монополией определенной социальной группы. Такое объективное положение предопределяет необходимость кооперации и сотрудничества в процессе познания. Наиболее адекватное знание о социальной реальности достигается тогда, когда происходит суммирование разнообразных взглядов, отражающих гносеологические возможности разных субъектов познания.

Классовый анализ даёт простор для познания многих, ранее не затрагиваемых социологической мыслью, сфер деятельности общества. Он своим рождением позволяет выявить законы движения классовых обществ: рассматривает моменты сотрудничества классов, их противостояния и борьбы; изучает вопросы социальной структуры, взаимосвязи различных социально-политических институтов. Однако, возведенный в степень абсолюта, классовый анализ, очищенный пуристами от влияния и сотрудничества с другими парадигмами, резко сужает свою эвристическую силу, иссушает свои познавательные потенции. Исключительно в рамках классового подхода в оценке общественных событий не представляется возможным адекватное истолкование таких решающих черт социального карнавала жизни какими являются патриархия и сексизм, внутриклассовая дифференциация и противоречия между различными отрядами внутри одного класса, проявление общечеловеческого в морали и эстетике. Классовый анализ не смог открыть целый класс коммунистической номенклатуры, выросший в ходе строительства социализма. Он в силу имманентной ограниченности пасует и находится в методологическом тупике перед рядом проблем теории и практики преобразований российского общества. Воззрения на "гражданское общество" и "правовое государство" никак не связаны с классовым анализом. Эти концепты имеют свои основания в гуманистической традиции рассмотрения общества с общечеловеческих позиций.

Тем не менее, классовый анализ воплощает в себе большую эвристическую силу. Он по-своему способствует выявлению связей широкой массы эмпирических данных, составляющих историческую летопись событий и современную жизнь общества. Сфера его приложения в социологических исследованиях обширна. Его рождение является результатом естественного развития домарксовой социологической мысли. Без материалистического понимания истории, без классового анализа, наверное, было бы невозможным дальнейшее развитие теоретической социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: