Общее основание для классификации исследований по их содержанию определить достаточно трудно, поэтому обычно выделить те вопросы, на которые исследование должно давать ответы:
· что покупается (объект покупки, товар)?
· где покупается (место покупки, рынок)?
· кем и почему покупается (субъект покупки и мотивы выбора товара, покупатель потребитель)?
· как покупается (действия, связанные со сбытом, рекламой)?
· кто продает (субъект продажи, фирма)?
· в какой ситуации происходит реализация товара (среда маркетинга)?
С учетом ответов на эти вопросы можно обозначить такие основные направления маркетинговых исследований:
1. Исследования среды маркетинга
1.1. Изучение факторов микросреды: поставщики и посредники; конкуренты; покупатели; общественность.
1.2. Изучение факторов макросреды: демографические, общеэкономические, природные условия; политические условия; социокультурные факторы и др.
2. Исследования рынка: определение объема и структуры рынка; уточнение потенциального объема сбыта; сегментация рынка; анализ тенденций развития рынка и др.
|
|
3. Исследования товара и его свойств: проверка замысла товара; позиционирование товара; изучение эффективности упаковки товара; сопоставление товара с образцами товаров конкурентов; исследование реакции потребителей на новый товар и др.
4. Исследования потребителей и покупателей: оценка реального состава потребителей товара; изучение потребностей населения и мотивов покупок; выявление запросов потребителей на новые товары; исследование неудовлетворенного спроса на соответствующие товары; анализ оценки потребителями эффективности системы сбыта, уровня сервиса и т.п.
5. Исследования рекламы: прямые и промежуточные замеры воздействия рекламы на потребителей; изучение эффективности различных средств рекламы; исследование рекламных текстов, их действенности; изучение проблем информированности потребителей о фирме и ее товарах и др.
6. Исследования фирмы: оценка экономического и финансового положения фирмы на рынке; ее имиджа; персонала, отношений внутри компании и т.п.