Радж’ат (возвращение к жизни)

Одним из религиозных убеждений, присущих исключительно последователям шиитского вероучения, является вера в возвращение некоторых умерших людей обратно к жизни. Данное убеждение в исламской терминологии обозначается словом «радж’ат»,[503] которое переводится с арабского языка как возвращение. Это произойдет не в судный день, а гораздо раньше уже в этом мире. После того, как Имам Махди (да будет мир с ним) начнет свое всемирное движение, Всевышний Аллах вернет к жизни отдельных людей. Повторное возвращение к жизни не коснется каждого человека. В число этих людей войдут только самые праведные верующие и самые отъявленные тираны. Первые, являющиеся олицетворением блага и истины, продолжат свое восхождение к духовному совершенству, а вторые, служа олицетворением зла, получат возмездие за свои ужасные преступления. Некоторые исследователи считают, что воскрешены будут лишь те тираны, которые не вкусили наказания и унижения в течение своей жизни.

Шейх Муфид писал: «Всевышний Аллах вернет к жизни группу верующих из общины Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Это произойдет после их смерти и до наступления судного дня. Вера в возвращение является неотъемлемым положением учения пророческого рода, и Коран свидетельствует о ней».

Сейид Муртаза говорил о вере шиитов в возвращение: «Шииты-имамиты убеждены, что во время пришествия двенадцатого имама Аллах вернет к жизни некоторых из его последователей, которые жили в прежние века. Вернув их к жизни, Аллах дарует им возможность увидеть имама и оказать ему помощь и содействие. Также Аллах вернет к жизни некоторых из его врагов, чтобы последние получили свое воздаяние уже в ближнем мире. Последователи имама испытают наслаждение от лицезрения того, как истина возьмет верх над ложью».

Не следует путать два мусульманских термина – возвращение и воскрешение, ведь в первом случае речь идет о кратковременном возвращении к жизни в этом мире, а во втором случае подразумевается вечная жизнь в загробном мире. Также нужно заметить, что возвращение к жизни в исламской интерпретации не имеет ничего общего с реинкарнацией, в которую верят последователи ряда религий. Исламское возвращение это возврат души в то же самое тело, тогда как реинкарнация означает бесконечное переселение души из тела в тело. Повторное возвращение к жизни в этом мире не противоречит разуму, который свидетельствует, что Аллах всемогущ и для Него не составит труда оживить тех, кого Он пожелает. Ни один разумный человек не станет отрицать этого. Данный религиозный принцип согласовывается с аятами Корана и подтверждается многочисленными хадисами от имамов из пророческого рода.

Шиитские ученые говорят, что в Священном Коране имеются две группы аятов, указывающих на возвращение к жизни в ближнем мире. В первой группе содержится повествование о том, что возвращение к жизни произойдет в будущем. Например, в 83-ем аяте суры «Муравьи» сказано: «В тот день Мы соберем из каждого народа группу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать». По свидетельству толкователей Корана в данном аяте речь идет о кратковременном возвращении к жизни неверующих грешников, которое произойдет до наступления судного дня. Если бы в аяте говорилось о воскрешении в судный день, то в нем не было бы сказано «Мы соберем из каждого народа группу», так как в судный день из могил встанут все люди без исключения, как говорится в 47-ом аяте суры «Пещера»: «Мы соберем их всех и никого не упустим».

Вторая группа аятов указывает на то, что кратковременное возвращение к жизни уже случалось среди людей, живших в прежние эпохи, подтверждая этим, что подобное возвращение не является чем-то невозможным. В 259-ом аяте суры «Корова» рассказывается о Пророке Узейре, который проходил мимо разрушенного селения и спросил себя, каким образом Аллах воскресит его жителей? Аллах показал ему это на деле: «Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет».

В 243-ем аяте этой же суры говорится о людях, которые, страшась участия в битве с врагами, бежали из своих жилищ и в наказание были умерщвлены Аллахом: «Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!» Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны».

В 55-ом и 56-ом аятах суры «Корова» повествуется об иудеях, убитых Аллахом и снова возвращенных к жизни: «Вот вы сказали: «О Myca! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто». Вас поразила молния, тогда как вы наблюдали за этим. Затем Мы воскресили вас после смерти, – быть может, вы будете благодарны».

О возвращении к жизни говорили и безгрешные имамы. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Клянусь Аллахом, дни и ночи не перестанут сменять друг друга, пока Аллах не вернет к жизни мертвых и не умертвит живых. Пока Он не вернет права лишенным их, не приведет к торжеству избранную Им религию и не установит ее на земле».

В другом хадисе от этого же имама сказано: «Когда наступит время пришествия Имама Махди, в месяц Джумади ас-сани и в первые десять дней месяца Раджаб пройдет сильный дождь, подобного которому люди не видали. Посредством этого дождя Аллах взрастит в могилах кости и тела искренних верующих. Я словно вижу, как они идут и стряхивают землю со своих волос». [504]

Однажды аббасидский халиф Мамун спросил у Имама Риды (да будет мир с ним): «Что ты думаешь о возвращении мертвых к жизни в этом мире?» Имам ответил: «Такое возвращение является истиной. Оно уже происходило в общинах прежних пророков, о чем повествует Коран. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Все, что случалось с прежними общинами, случится и с моей общиной». [505]

Почему Аллах оживит умерших людей в этом мире? Почему Он даст им вторую жизнь? Причин этому может быть множество. Ознакомление с рядом хадисов, а также размышления в этой области позволяют нам сделать следующие выводы.

1. Благочестивые и праведные верующие искренне стремятся достичь духовного совершенства, высочайших степеней веры и близости к Аллаху. Всю свою жизнь они проводят в деяниях, способствующих достижению этой великой цели. Но иногда смерть становится для них преградой и они не успевают сделать многое из того, что всем сердцем хотели сделать ради Аллаха и торжества истины. Поэтому Мудрый и Милостивый Аллах вернет их к жизни, дабы они продолжили свое восхождение к совершенству. Многие верующие всю свою жизнь провели в ожидании прихода Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие). Каждое мгновение они были готовы ответить на его призыв и влиться в ряды его бесстрашных помощников. Но отпущенные им годы пролетели, их души покинули тела, которые теперь лежат в могилах. Имам Садик говорил о благочестивых праведниках: «Каждый искренний верующий, который был убит, вернется в этот мир, чтобы прожить жизнь и умереть естественной смертью. И каждый искренний верующий, который умер естественной смертью, вернется в этот мир, чтобы пасть мученической смертью». [506]

2. Множество праведников были несправедливо убиты нечестивцами, многих из них лишили прав и отняли причитающееся им. Божественная мудрость допускает, что они и их угнетатели будут воскрешены к повторной жизни, дабы первые восстановили свои права, а последние получили возмездие за свои преступления уже в этом мире. На эту причину указывает один из хадисов от Имама Казима (да будет мир с ним).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: