Определение уровня развития интеллектуальной сферы младших школьников

I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

Определение когнитивной готовности ребенка к обучению в школе

Название диагностической методики Автор методики Цель диагностики Возраст учащихся Источник публикации
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека А. Керн, Я. Йирасек Определение уровня интеллектуального развития ребенка, развитие моторики, умение работать по образцу, развитие внимания и навыков самостоятельной работы. 5...6 лет Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: 1978 Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989
2. Комплексная методика «Определение готовности детей к обучению в школе» Составитель Овчинникова И.В. Цель – определение уровня развития процессов внимания, памяти и мышления у 6...7летних детей. Методика состоит из 11 субтестов. Методика позволяет исследовать умственную работоспособность и особенности развития ребенка, его готовность работать под руководством учителя и самостоятельно – по инструкции взрослого, уровень развития речи и запас жизненных представлений. 6...7 лет Субтест №1 Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: “Совершенство”, 1998. – 352 с. Субтесты № 2....11 Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта». 1997. – 384 с.

Определение уровня развития интеллектуальной сферы младших школьников

Название диагностической методики Автор методики Цель диагностики Возраст учащихся Источник публикации
1. Тест Кеэса П.Я. Кеэс Определение уровня развития и содержания важнейших компонентов когнитивной сферы: внутреннего плана действий, произвольного внимания, словесно-логического и пространственного мышления. с 7 лет Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: “Совершенство”, 1998.- 352 с.
2. Определение уровня умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбицявичене Исследование навыков учащихся по дифференциации существенных признаков предметов и явлений; уровня развития операций обобщения и отвлечения; способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. с 8 лет Психологічна діагностика мислення, інтелекту, креативності дитини / Психологічний інструментарій. – К.: Главник, 2003
3. Матрицы Равена Дж. Равен Культурно-инвариантный тест для оценки уровня интеллектуального развития. Диагностируется способность учащихся к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, способность к аналогии, способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности. С 8 лет Полная версия: Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк: ООО ПКФ “БАО”, 2005. – 736 с. Половинная версия: Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях / сост. Переслени Л.И. и др. – Абакан: Аб. ГПЦ, 1990
4. Тест Гудинаф – Харриса “Нарисуй человека” Ф. Гудинаф и Д. Харрис Оценка уровня интеллектуального развития и определение IQ. С 5 лет С.С. Степанов Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: “Академия”, 1996
5. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел Для измерения интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды. С 8 лет Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 736 с.
6. Комплексная методика для оценки уровня развития словесно-логического мышления учащихся 4-х классов Составитель Овчинникова И.В. Исследование уровня развития процесса внимания как функции контроля и уровня развития операций абстрагирование, классификация, обобщение, аналогия, сравнение, анализа и синтеза. С 10 лет Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: “Питер”, 2000. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с. Тихомирова Л.Ф Развитие интеллектуальных способностей школьника – Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с.
7. Методика “Изложение” Н.В. Репкина, Е.Ф Иванова Модификация Овчинниковой И.В. Оценка умения школьника выделить в тексте основные информационные блоки. Умение сформулировать главную мысль текста своими словами. С 10 лет Психология памяти и обучения, вып. 13. Вестн. Харьк. Ун-та, № 200. Харьков: “Вища школа”, 1980. – с.13-20 Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск: “Пелинг”, 1997. – с. 80-98. Овчинникова И.В. Самостоятельная работа школьников с текстовой информацией в свете развития личностно-ориентированной парадигмы образования / Материалы Международной научно-практической конференции Луганск: “Альма – матер” 2003. – с. 201-209
8. Методика “Диалог с текстом” Граник Г.Г. Адаптация Овчинниковой И.В. Оценка навыков работы с текстом, умение выдвинуть гипотезу, сформулировать вопрос к тексту и найти на них ответ. Исследуется уровень развития произвольной памяти. С 10 лет Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
9. Краткий тест творческого мышления фигурная проба П. Торранс Исследование творческой одаренности детей С 5 лет Пособие для школьных психологов. – М.: Интор, 1995
10. Тест творческого мышления Гилфорд П. Торранс Модификация Е.Туник Исследование творческой одаренности детей 5-15 лет Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк: ООО «БАО», 2005. – 736 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: