Философия как язык категорий

Смыслы и содержание общих представлений, которые являются мировоззренческими универсалиями - основания культуры определенного периода, в философии подлежат рациональному раскрытию - в понятиях и категориях. В этом процессе универсалии культурыобщие представления мировоззренческого плана – превращаются из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни – во всеобщие категориальные формы, на которые направлено философкое мышление. Формы эти – общие понятия - выражаются посредством философских категорий, которые формируются на основе теоретической схематизации мировоззренческих универсалий и становятся средствами философского мышления. Итак, всеобщие основания бытия и мышления философия раскрывает в форме категорий, посредством которых формируется понятие о предмете философской рефлексии.

Категории – это средства и формы философского мышления, обусловливающие возможность построения понятия о предмете. Категории организуют мышление о вещах, поскольку представляют всеобщую форму выражения их сущности. Философия есть «мыслящее рассмотрение предметов», которое осуществляется посредством категорий согласно логическим принципам определения понятий.

Виды философских категорий. Основные блоки категорий различаются по характеру смыслового содержания универсалий, схематически представляемых в дискурсивно-всеобщей форме:

Один блок из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности: “пространство”, “время”, “движение”, “вещь”, “свойство”, “отношение”, “количество”, “качество”, “причинность”, “случайность”, “необходимость” и т.д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания. Поэтому эти “предметные категории” имеют универсальную применимость. Другой блок составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношений к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: “человек”, “общество”, “я”, “другие”, “труд”, “сознание”, “добро”, “красота”, “вера”, “надежда”, “долг”, “совесть”, “справедливость”, “свобода” и т.д. В этих основных блоках отображены системные категории, в логическим движением которых обеспечивается развитие предметных смыслов, завершающихся в понятии. В системе философского мышления действуют также оперативные категории, выполняющие операционально-методологическую функцию в построении философского знания (например, категории диалектической логики, формально выражающие отношения системных категорий, такие, как “снятие”, “отчуждение”, “тезис”, “антитезис”, “синтез”). Кроме того, различается также промежуточный тип категорий, которые могут выступать и как системные, и как оперативные (“тождество”, “различие”, “противоречие”). Генетически первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии, которыми проникнуты дофилософские и даже нефилософские формы знания и практики. Но философия – тип рационально-мировоззренческого знания, которое развивается в дискурсивной форме – деятельности понятийного логически-связного мышления.

Рефлексивность и дискурсивность - всеобщие характеристики стиля философского мышления: Философия — не «наука», не «эпистема», не «универсальное объяснение мира», а — по классическому определению — мыслящее выявление первых (универсальных) начал мышления и бытия (начал, принципов возможных эпистем, наук и объяснений, начала и принципов мировоззрения, условий мироотношения в целом). Философия отличается от других рациональных дисциплин познавательной интенцией на смысл целого, который может быть раскрыт из всеобщего сверхопытного основания: философию отличает радикальная трансценденция - выход за пределы всего непосредственно данного – за пределы фрагментарной и относительной действительности к целому, которое в опыте не дано, с целью отыскать найти смысл – связь всего в отношении связующего начала. Неслучайно один из древних синонимов слова "философия" - это "метафизика", т.е. выход за границы природы с целью нахождения ее начал и причин. Философский ум обращается к корням, первопричинам, началам всего сущего - вбирает в себя определенный логос, которым все определенным образом собирается воедино (греческое слово λὸγος имеет этот смысл: собирание, — разбирающее, отбирающее собирание, можно сказать, упорядочивание, устроение; а это значение корреспондирует с другим: «логос» - то, что дает увидеть вещи в их истине и делает истину сказуемой относительно тех начал, которые определяют суть их бытия). Первоначала, на которые искусно наводится философский ум, имеют статус предельных всеобщих оснований – это всеобщее не в смысле одинаковости общих черт предметов (абстрактно всеобщее), а сущностно-всеобщее - не выводимое путем обобщения опытных данных — подлинно всеобщее, которое открывается, например, как наиболее совершенный собственный вид вещи - как подлинная форма, входя в которую можно быть самим
собой, как первообраз, которому можно уподобится — как закон или принцип множества явлений действительности, снимаемый в определениях мышления, как смысл в отличии от множества своих выражений и в единстве с ними, речь идет о предельном
конкретно-всеобщем основании, относительно которого только и можно нечто распознать как существующее или могущее быть – как могущее быть существующим, предметом познания, действия, отношения, обращения… В поле философского интереса - предельное основание-смысл-существо бытия (что значит “быть”? и каковы вообще условия правильного вопрошания о бытии?),предельное основание-смысл-существо знания (что значит знать? – начало и природа познания), основание-смысл-существо добродеяния (смысл добродетели - нравственное начало), основание-смысл-существо прекрасного (эстетическое начало), основание – смысл существо всех начал культуры. Философия самоопределяется как искусное вопрошание и обращение к основаниям, но само искусство философского вопрошания и исследования, наводящего ум на первоначала («софия»), выражается вполне в испытующем внимании скорее уж к ближайшему и известнейшему, привычно понятному, совершенно, казалось бы, очевидному. Философия, как замечал Сократ, начинает с того, что хочет дать отчет в том, что, казалось бы, разумеется само собой. Конгениально выражал условия философствования Гегель: “Нужно преодолеть нежелание мыслить известное”. Такова сущностная характеристика философского стиля мышления – РЕФЛЕКСИВНОСТЬ. Рефлексивность — сказывается в вопросительно-мыслительном - рационально-критическом обращении к очевидностям нашего жизненного мира - к истокам наших естественно сложившихся убеждений, к исходным смыслам наших понятий, представлений, суждений - как обыденной, так и научной сферы и сферы практического опыта. Философ расходится с миром безотчетного и самозабвенного существования, как бы отступая от мира и жизни в некое небытие, непонимание, неумение: философ отвлекается от всего, что изначально вовлекает нас — вовлекает по законам мифа или иной какой "логики вещей" — в мир, разучивается тому уму, которым каждый как-то всегда уже умеет быть, отвыкает разуметь то, что разумеется само собой, изумляется тому, что считается "логикой вещей" и озадачивается этой логикой как логикой

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ - это МЫСЛЯЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ - ВСЕОБЩИХ ФОРМ и самих УСЛОВИЙ ВОЗМОЖНОСТИ нашего ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ПРАКТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА, в котором человек ВОСПРОИЗВОДИТ МИР.

« Философская рефлексия есть самосознание духовной деятельности вообще, а не какого-то ее определенного вида; это, если угодно, методология всякого познания» (Э.Г.Юдин). Своеобразие ее определяется спецификой философского предмета, т. е. поисками «предельных оснований». Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах мышления. В рамках философского рассмотрения нет объекта без субъекта и наоборот – нет субъекта без отношения к объекту. Причем в качестве средств рефлексии выступают понятия: ФИЛОСОФИЯ – МЫШЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ. Так определяется ее одна сущностная характеристика стиля философского мышления - дискурсивность. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философия отличается дискурсивностью - базируется на теоретических методах постижения действительности, осуществляет мыслящее рассмотрение предметов в понятиях, ис­пользуя особые логические и гносеологические крите­рии для обоснования своих положений.

Таким образом, философская рефлексия — это дискурсивный поиск предельных оснований человеческого мировоспроизведения – логических, исторических, нравственных, ценностных и пр. оснований и форм духовной жизни, культуры в целом.

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ:

Генезис философии совпадает с возникновением и формированием именно понятийно-категориального уровня мировоззрения: рефлексивность и дискурсивность – опосредованность познавательного движения рационально-логическими основаниями и категориально-понятийным структурами мышления – выступает формой развития философского знания как системы мировоззренческого знания.

X МИФОГЕННАЯ концепция происхождения философии. Гегель: Миф возникает из-за неумения представить разумное, понятийное содержание в разумной же форме, поэтому оно воплощается в чувственных формах.Философия, по Гегелю, возникла из мифологии (религии) путем преодоления ее образной формы. Возникновение философского метода - анализа понятий самих по себе — являет собой огромный скачок в духовной культуре человечества. Близость Философии к Мифологии: Ранее А. Ф. Лосева эту идею в русской философии отстаивали С. Н. Трубецкой и особенно П. А. Флоренский. Первые философы перерабатывают основные проблемы орфической мистики — л вопросы о природе божественного начала, о судьбе мира и конечного духа в его отношении к божественному началу

Y ГНОСЕОГЕННАЯ - возникновение философии на базе положительных знаний, накопленных предыдущей эпохой. Философская мысль возникает тогда, когда уже накопились некоторые знания, когда эти знания входят в конфликт с определенными верованиями

Вера versus Знание: противопоставляются не разумное и веросознательное, а разные виды знания.

Опыт первых философов парадоксально сочетает ориентацию на естественно-начное и религиозно-мифологическое миропонимание: «Все полно Богов», - таково высказывание первого греческого философа - Фалеса, которого считают чуть ли не первым греческим ученым.

Z ГНОСЕО-МИФОГЕННАЯ концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Выделяются ТРИ источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.

ВОЗРАЖЕНИЯ:

В рассуждениях о противоречии между «положительным» знанием и мифологией, как правило, не указываются основания, на которых это противоречие могло быть отчетливо зафиксировано.

Первые философско-научные системы ничуть не более научны или доказательны, чем современные им орфические.

Становление естествознания, науки не было ни самостоятельным направлением в рамках духовной культуры, ни каким-то инородным телом в мире мифа.

ВПИСАННОСТЬ. Все рассматриваемое нами как начала науки вполне вписывалось в мифологические системы, ничуть им не противореча. (Анаксимандр - земля - каменный столб) Более того, основными стимулами развития техники наблюдений за природными явлениями....узнать волю богов - помимо практического ориентирования.

ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ: Понятия - отвлеченные от мифических ассоциаций понятия легко заимствуются обратно мифологическим сознанием, не воспринимающим их как нечто чужеродное. У Фаста - представления о Янусе: бесформенный шар, приобрел образ бога, блюстителя мирового порядка - заимствование у Элеатов представления о шарообразном бытии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ: Философы тоже не видели существенного противоречия между мифологическим и
рациональным способами рассуждения. Протагор в одноименном диалоге Платона на вопрос Сократа о том, как

научиться добродетели, предлагает ответить на выбор — с помощью мифа или с помощью рассуждения - дополнение.

В истории Античной философии не заметно все большего преобладания естественнонаучного элемента. Соответствующая традиция начинается с Фалеса Милетского, отличительные черты его философии — вода как первоначало и гилозоизм. Эта традиция продолжается в элинисти-ческое время.

ДеДуКтИвНая Направленность - первых форм философского и протонаучного знания

«Первичным источником космологических спекуляций ранних греческих мыслителей могла быть только мифология, в первую очередь космогонические мифы...

Разумеется, в своих умозрительных построениях греческие ученые учитывали как данные непосредственных наблюдений, так и опыт многовековой человеческой практики. Для обработки всей этой информации они пользовались методами, которые с нашей теперешней точки зрения никак не могут быть назва-ны научными.

ПРЕОДОЛЕНИЕ - мифологическое сознание не содержит в себе способов собственного преодоления Идея возникновения философии как результата обобщения данных и методов конкретных наук неизбежно возрождается, так как мифологическое сознание не содержит в себе способов собственного преодоления.

РЕФЛЕКТИВНЫЙ характер философского знания: РЕФЛЕКСИЯ НАД МИФОМ, которая состоит в том, что миф оказывается переписанным на уровне общих понятий, ведет к его уничтожению, заменяет монолог диалогом и дает возможность говорить об истинности высказываемых положений.

Миф невозможно разрушить, неточно пересказывая, переводя на другой язык и даже перерабатывая его- все противоречивые иносказания мифа являются его собственной жизнью.

Миф не может быть опровергнут, даже тогда, когда в мифе возникают противоположности - миф не может быть опровергнут, пока противоположности живут в конкретно-образной оболочке, в такой форме они не отрицают друг друга, но лишенные образно оболочки, противоположности мифа становятся опровержимы и отрицаемы»

Для опровержения нужен выход на более общий уровень: отрицается не высказывание «я видел в Риме огурец величиной с гору», а более общее — «огурец может быть величиной с гору», т. е. отрицается не единичное, а общее утверждение. Здесь также нужен выход на иной уровень абстракции.

Получается, что МИФ, переведенный на более общий уровень" абстракции, может быть не только пересказан, но и оспорен - критически переосмыслен, и это становится базой принципиально новой проблематики, выводит мысль в новые измерения.

Особое - кардинальное значение для становления философии имеет то обстоятельство, что мифологическая схема в целом может быть оспорена. (Анаксимандр воспроизводит космологическую схему Гесиода VS Анаксимен -

Условия

Во-первых, относительная свобода по отношению к родовому сознанию - автономия индивидуального сознания и способность критически осмысленно постигать и оценивать////

Во-вторых, общие понятия, на которых миф можно описать, не создавая при этом нового мифа. Возникновение
общих понятий идет в русле обезличивания природных стихий. Деантропоморфизация видна в появлении таких понятий-
образов, как «время» орфиков, «анамке» Гомера, «хаос» Гесиода./////

В-третьих, одноплоскостность — возможность построения такой картины, в которой элементы сохраняют свое значение, а не выступают сразу в нескольких смыслах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: