Смыслы и содержание общих представлений, которые являются мировоззренческими универсалиями - основания культуры определенного периода, в философии подлежат рациональному раскрытию - в понятиях и категориях. В этом процессе универсалии культуры – общие представления мировоззренческого плана – превращаются из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни – во всеобщие категориальные формы, на которые направлено философкое мышление. Формы эти – общие понятия - выражаются посредством философских категорий, которые формируются на основе теоретической схематизации мировоззренческих универсалий и становятся средствами философского мышления. Итак, всеобщие основания бытия и мышления философия раскрывает в форме категорий, посредством которых формируется понятие о предмете философской рефлексии.
Категории – это средства и формы философского мышления, обусловливающие возможность построения понятия о предмете. Категории организуют мышление о вещах, поскольку представляют всеобщую форму выражения их сущности. Философия есть «мыслящее рассмотрение предметов», которое осуществляется посредством категорий согласно логическим принципам определения понятий.
|
|
Виды философских категорий. Основные блоки категорий различаются по характеру смыслового содержания универсалий, схематически представляемых в дискурсивно-всеобщей форме:
Один блок из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности: “пространство”, “время”, “движение”, “вещь”, “свойство”, “отношение”, “количество”, “качество”, “причинность”, “случайность”, “необходимость” и т.д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания. Поэтому эти “предметные категории” имеют универсальную применимость. Другой блок составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношений к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: “человек”, “общество”, “я”, “другие”, “труд”, “сознание”, “добро”, “красота”, “вера”, “надежда”, “долг”, “совесть”, “справедливость”, “свобода” и т.д. В этих основных блоках отображены системные категории, в логическим движением которых обеспечивается развитие предметных смыслов, завершающихся в понятии. В системе философского мышления действуют также оперативные категории, выполняющие операционально-методологическую функцию в построении философского знания (например, категории диалектической логики, формально выражающие отношения системных категорий, такие, как “снятие”, “отчуждение”, “тезис”, “антитезис”, “синтез”). Кроме того, различается также промежуточный тип категорий, которые могут выступать и как системные, и как оперативные (“тождество”, “различие”, “противоречие”). Генетически первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии, которыми проникнуты дофилософские и даже нефилософские формы знания и практики. Но философия – тип рационально-мировоззренческого знания, которое развивается в дискурсивной форме – деятельности понятийного логически-связного мышления.
|
|
Рефлексивность и дискурсивность - всеобщие характеристики стиля философского мышления: Философия — не «наука», не «эпистема», не «универсальное объяснение мира», а — по классическому определению — мыслящее выявление первых (универсальных) начал мышления и бытия (начал, принципов возможных эпистем, наук и объяснений, начала и принципов мировоззрения, условий мироотношения в целом). Философия отличается от других рациональных дисциплин познавательной интенцией на смысл целого, который может быть раскрыт из всеобщего сверхопытного основания: философию отличает радикальная трансценденция - выход за пределы всего непосредственно данного – за пределы фрагментарной и относительной действительности к целому, которое в опыте не дано, с целью отыскать найти смысл – связь всего в отношении связующего начала. Неслучайно один из древних синонимов слова "философия" - это "метафизика", т.е. выход за границы природы с целью нахождения ее начал и причин. Философский ум обращается к корням, первопричинам, началам всего сущего - вбирает в себя определенный логос, которым все определенным образом собирается воедино (греческое слово λὸγος имеет этот смысл: собирание, — разбирающее, отбирающее собирание, можно сказать, упорядочивание, устроение; а это значение корреспондирует с другим: «логос» - то, что дает увидеть вещи в их истине и делает истину сказуемой относительно тех начал, которые определяют суть их бытия). Первоначала, на которые искусно наводится философский ум, имеют статус предельных всеобщих оснований – это всеобщее не в смысле одинаковости общих черт предметов (абстрактно всеобщее), а сущностно-всеобщее - не выводимое путем обобщения опытных данных — подлинно всеобщее, которое открывается, например, как наиболее совершенный собственный вид вещи - как подлинная форма, входя в которую можно быть самим
собой, как первообраз, которому можно уподобится — как закон или принцип множества явлений действительности, снимаемый в определениях мышления, как смысл в отличии от множества своих выражений и в единстве с ними, речь идет о предельном
конкретно-всеобщем основании, относительно которого только и можно нечто распознать как существующее или могущее быть – как могущее быть существующим, предметом познания, действия, отношения, обращения… В поле философского интереса - предельное основание-смысл-существо бытия (что значит “быть”? и каковы вообще условия правильного вопрошания о бытии?),предельное основание-смысл-существо знания (что значит знать? – начало и природа познания), основание-смысл-существо добродеяния (смысл добродетели - нравственное начало), основание-смысл-существо прекрасного (эстетическое начало), основание – смысл существо всех начал культуры. Философия самоопределяется как искусное вопрошание и обращение к основаниям, но само искусство философского вопрошания и исследования, наводящего ум на первоначала («софия»), выражается вполне в испытующем внимании скорее уж к ближайшему и известнейшему, привычно понятному, совершенно, казалось бы, очевидному. Философия, как замечал Сократ, начинает с того, что хочет дать отчет в том, что, казалось бы, разумеется само собой. Конгениально выражал условия философствования Гегель: “Нужно преодолеть нежелание мыслить известное”. Такова сущностная характеристика философского стиля мышления – РЕФЛЕКСИВНОСТЬ. Рефлексивность — сказывается в вопросительно-мыслительном - рационально-критическом обращении к очевидностям нашего жизненного мира - к истокам наших естественно сложившихся убеждений, к исходным смыслам наших понятий, представлений, суждений - как обыденной, так и научной сферы и сферы практического опыта. Философ расходится с миром безотчетного и самозабвенного существования, как бы отступая от мира и жизни в некое небытие, непонимание, неумение: философ отвлекается от всего, что изначально вовлекает нас — вовлекает по законам мифа или иной какой "логики вещей" — в мир, разучивается тому уму, которым каждый как-то всегда уже умеет быть, отвыкает разуметь то, что разумеется само собой, изумляется тому, что считается "логикой вещей" и озадачивается этой логикой как логикой
|
|
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ - это МЫСЛЯЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ - ВСЕОБЩИХ ФОРМ и самих УСЛОВИЙ ВОЗМОЖНОСТИ нашего ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ПРАКТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА, в котором человек ВОСПРОИЗВОДИТ МИР.
« Философская рефлексия есть самосознание духовной деятельности вообще, а не какого-то ее определенного вида; это, если угодно, методология всякого познания» (Э.Г.Юдин). Своеобразие ее определяется спецификой философского предмета, т. е. поисками «предельных оснований». Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах мышления. В рамках философского рассмотрения нет объекта без субъекта и наоборот – нет субъекта без отношения к объекту. Причем в качестве средств рефлексии выступают понятия: ФИЛОСОФИЯ – МЫШЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ. Так определяется ее одна сущностная характеристика стиля философского мышления - дискурсивность. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философия отличается дискурсивностью - базируется на теоретических методах постижения действительности, осуществляет мыслящее рассмотрение предметов в понятиях, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.
|
|
Таким образом, философская рефлексия — это дискурсивный поиск предельных оснований человеческого мировоспроизведения – логических, исторических, нравственных, ценностных и пр. оснований и форм духовной жизни, культуры в целом.
КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ:
Генезис философии совпадает с возникновением и формированием именно понятийно-категориального уровня мировоззрения: рефлексивность и дискурсивность – опосредованность познавательного движения рационально-логическими основаниями и категориально-понятийным структурами мышления – выступает формой развития философского знания как системы мировоззренческого знания.
X МИФОГЕННАЯ концепция происхождения философии. Гегель: Миф возникает из-за неумения представить разумное, понятийное содержание в разумной же форме, поэтому оно воплощается в чувственных формах.Философия, по Гегелю, возникла из мифологии (религии) путем преодоления ее образной формы. Возникновение философского метода - анализа понятий самих по себе — являет собой огромный скачок в духовной культуре человечества. Близость Философии к Мифологии: Ранее А. Ф. Лосева эту идею в русской философии отстаивали С. Н. Трубецкой и особенно П. А. Флоренский. Первые философы перерабатывают основные проблемы орфической мистики — л вопросы о природе божественного начала, о судьбе мира и конечного духа в его отношении к божественному началу
Y ГНОСЕОГЕННАЯ - возникновение философии на базе положительных знаний, накопленных предыдущей эпохой. Философская мысль возникает тогда, когда уже накопились некоторые знания, когда эти знания входят в конфликт с определенными верованиями
Вера versus Знание: противопоставляются не разумное и веросознательное, а разные виды знания.
Опыт первых философов парадоксально сочетает ориентацию на естественно-начное и религиозно-мифологическое миропонимание: «Все полно Богов», - таково высказывание первого греческого философа - Фалеса, которого считают чуть ли не первым греческим ученым.
Z ГНОСЕО-МИФОГЕННАЯ концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Выделяются ТРИ источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.
ВОЗРАЖЕНИЯ:
В рассуждениях о противоречии между «положительным» знанием и мифологией, как правило, не указываются основания, на которых это противоречие могло быть отчетливо зафиксировано.
Первые философско-научные системы ничуть не более научны или доказательны, чем современные им орфические.
Становление естествознания, науки не было ни самостоятельным направлением в рамках духовной культуры, ни каким-то инородным телом в мире мифа.
ВПИСАННОСТЬ. Все рассматриваемое нами как начала науки вполне вписывалось в мифологические системы, ничуть им не противореча. (Анаксимандр - земля - каменный столб) Более того, основными стимулами развития техники наблюдений за природными явлениями....узнать волю богов - помимо практического ориентирования.
ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ: Понятия - отвлеченные от мифических ассоциаций понятия легко заимствуются обратно мифологическим сознанием, не воспринимающим их как нечто чужеродное. У Фаста - представления о Янусе: бесформенный шар, приобрел образ бога, блюстителя мирового порядка - заимствование у Элеатов представления о шарообразном бытии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ: Философы тоже не видели существенного противоречия между мифологическим и
рациональным способами рассуждения. Протагор в одноименном диалоге Платона на вопрос Сократа о том, как
научиться добродетели, предлагает ответить на выбор — с помощью мифа или с помощью рассуждения - дополнение.
В истории Античной философии не заметно все большего преобладания естественнонаучного элемента. Соответствующая традиция начинается с Фалеса Милетского, отличительные черты его философии — вода как первоначало и гилозоизм. Эта традиция продолжается в элинисти-ческое время.
ДеДуКтИвНая Направленность - первых форм философского и протонаучного знания
«Первичным источником космологических спекуляций ранних греческих мыслителей могла быть только мифология, в первую очередь космогонические мифы...
Разумеется, в своих умозрительных построениях греческие ученые учитывали как данные непосредственных наблюдений, так и опыт многовековой человеческой практики. Для обработки всей этой информации они пользовались методами, которые с нашей теперешней точки зрения никак не могут быть назва-ны научными.
ПРЕОДОЛЕНИЕ - мифологическое сознание не содержит в себе способов собственного преодоления Идея возникновения философии как результата обобщения данных и методов конкретных наук неизбежно возрождается, так как мифологическое сознание не содержит в себе способов собственного преодоления.
РЕФЛЕКТИВНЫЙ характер философского знания: РЕФЛЕКСИЯ НАД МИФОМ, которая состоит в том, что миф оказывается переписанным на уровне общих понятий, ведет к его уничтожению, заменяет монолог диалогом и дает возможность говорить об истинности высказываемых положений.
Миф невозможно разрушить, неточно пересказывая, переводя на другой язык и даже перерабатывая его- все противоречивые иносказания мифа являются его собственной жизнью.
Миф не может быть опровергнут, даже тогда, когда в мифе возникают противоположности - миф не может быть опровергнут, пока противоположности живут в конкретно-образной оболочке, в такой форме они не отрицают друг друга, но лишенные образно оболочки, противоположности мифа становятся опровержимы и отрицаемы»
Для опровержения нужен выход на более общий уровень: отрицается не высказывание «я видел в Риме огурец величиной с гору», а более общее — «огурец может быть величиной с гору», т. е. отрицается не единичное, а общее утверждение. Здесь также нужен выход на иной уровень абстракции.
Получается, что МИФ, переведенный на более общий уровень" абстракции, может быть не только пересказан, но и оспорен - критически переосмыслен, и это становится базой принципиально новой проблематики, выводит мысль в новые измерения.
Особое - кардинальное значение для становления философии имеет то обстоятельство, что мифологическая схема в целом может быть оспорена. (Анаксимандр воспроизводит космологическую схему Гесиода VS Анаксимен -
Условия
Во-первых, относительная свобода по отношению к родовому сознанию - автономия индивидуального сознания и способность критически осмысленно постигать и оценивать////
Во-вторых, общие понятия, на которых миф можно описать, не создавая при этом нового мифа. Возникновение
общих понятий идет в русле обезличивания природных стихий. Деантропоморфизация видна в появлении таких понятий-
образов, как «время» орфиков, «анамке» Гомера, «хаос» Гесиода./////
В-третьих, одноплоскостность — возможность построения такой картины, в которой элементы сохраняют свое значение, а не выступают сразу в нескольких смыслах.