Структура философского знания

Онтология — учение о бытии, принципах его строения, законах и формах. В исто­рии философии онтология часто называлась «первой философией», или метафизи­кой, т.е. учением о бытии вообще, независимо от частных видов последнего. В клас­сической философии XVIII—XIX веков онтология сопоставлялась с гносеологией (теорией познания), логикой, антропологией и определялась через противопостав­ление последним. В этом смысле онтология определялась как совокупность всеоб­щих признаков бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению. Однако к середине XIX века, когда обозначилась ее связь с иными сферами развертывания человеческой жизни, выявилась ограниченность по­добного толкования онтологии. В современной философии этот отрыв преодолен и в ней нет независимых друг от друга онтологии, гносеологии и логики.

Гносеология — учение о познании. Оно исследует «проблемы человеческого по­знания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека»'. Среди основных проблем, которые решает гносеология, вопросы о месте познавательной деятельности в жизни общества и человека, о ее сущности, формах и видах, о том, что такое зна­ние, что есть истина, каковы ее критерии, пути и средства достижения, каковы перспективы познавательной деятельности человечества. При этом современная гносеология трактует познание как проблему человеческого бытия.

Логика наука, изучающая законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Поскольку логика рас­сматривает проблемы, связанные с познанием действительности, а также иссле­дует всеобщие формы и законы рассудочной деятельности, она относится к фи­лософским дисциплинам. Вместе с тем, в настоящее время логика представляет собой разветвленную систему знаний (логику формальную, математическую и ди­алектическую, классическую и неклассическую и т.д.).

Философская антропология — в самой широкой трактовке — это философия че­ловека, осмысливающая проблемы «собственно человеческого» бытия, природы человека, его индивидуальности, роли как уникального проявления жизни вооб­ще, как творца культуры и истории. Другим словами, философская антропология стремится дать ответ на вопрос: «Что есть человек?». Формирование этого направ­ления в философии в качестве самостоятельного началось в философских изыс­каниях Фейербаха, а окончательно определилось в 20-е годы XX века в концеп­циях Шелера, Плеснера, Бубера и др.

Социальная философия — философское учение об обществе. Социальная фило­софия решает проблемы, связанные с изучением структуры общества, его приро­ды, детерминант существования, функционирования и развития, а также условий, механизмов и форм его реального исторического бытия. Она не исследует отдель­ные социальные организмы, ее интересуют макросоциологические закономерно­сти, раскрывающие бытие общества вообще, а также закономерности, свойствен­ные группам родственных в социокультурном, цивилизационном или ином отно­шении обществ. Этот пласт знаний составляет макросоциологию общества. Другая часть знаний об обществе касается изучения философии истории, когда раскры­ваются социологические закономерности развития общества, а также философс­кие проблемы самой истории как науки (историософия).

Аксиология — философское исследование природы ценностей. Аксиология воз­никает в западной философии в конце XIX — начале XX века как попытка осмыс­ления различных систем ценностных ориентации человека. В общем плане поня­тие «ценность» трактуется как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Иногда в системе аксиологии, а порой в качестве самостоятельных философских дисциплин, рассматриваются этика, эс­тетика, философия религии. Все они так или иначе затрагивают определенные ценности человеческого бытия.

Например, этика — философская дисциплина, предметом изучения которой яв­ляется мораль. Специфика этики состоит в том, что в ней формируются представле­ния о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведе­ния. Некоторые авторы выделяют, как этические, проблемы о назначении и смысле жизни человека. Другие говорят о самостоятельной философской дисциплине, ко­торая раскрывает указанную тематику — экзистенциальной философии (не путать с экзистенциализмом, одним из направлений в современной западной философии).

Эстетика изучает закономерности эстетического освоения мира человеком, а так­же сущность и формы творчества по законам красоты. Что есть прекрасное и безоб­разное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, что образует эстетичес­кое отношение человека к действительности и что составляет суть эстетического со­знания, какова природа искусства — все эти проблемы в центре внимания эстетики.

Философия религии раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, ее де­терминацию, элементы и структуру, функции и роль в культуре и обществе. Кро­ме того, она связана с изучением различных школ и направлений в религиозной философии. Философия религии исследует и вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры, как определенный тип мировоззрения.

Помимо названных, в лоне философии развились и приобрели известную са­мостоятельность такие философские дисциплины, как философия науки, поли­тическая философия, философия собственности, философия культуры, филосо­фия техники, философия образования. Активно разрабатывается (в том числе и в рамках отечественной философии) философия права — философская дисципли­на, которая призвана дать «мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей».

История философии - особая философская дисциплина — история философии. Без глубокого анализа ис­тории становления философской мысли трудно понять и ее современное содер­жание, место и роль в жизни общества, остроту исторической полемики, диалога между основными ее направлениями и концепциями, учениями и школами, уяс­нить закономерности и этапы развития философской мысли человечества, понять характерные особенности ее основных исторических типов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: