Телескопирование родословий

Когда имена намеренно выбрасываются из родословий, это называют «телескопированием». В телескопированном родословии даются только ключевые элементы, обычно имена наиболее важных и значимых людей. Например, если телескопировать «Авраам был отцом Исаака, который был отцом Иакова», на иврите это могло бы выглядеть как «Авраам был отцом [ ав ] Иакова» (ср. Бытие 28:13). В нашей традиции такое телескопированное родословие считалось бы ошибочным и надо было бы поставить в нём слово «дед». На древнееврейском (и на греческом) языке это телескопированное родословие было бы совершенно верным и приемлемым, так как в древнееврейском языке нет отдельного слова для деда и слово «отец» [ ав ] включает в своё значение и деда.

Обычно при телескопировании родословия количество имён сокращается до эстетически приятного количества (обычно 10 или кратное 7); менее важные имена опускаются вплоть до достижения этого числа. Например, в родословии Бытие 4:17-18. Родословия в Бытие 5:3-32, 11:10-26 и Книге Руфь 4:18-22 содержится по 10 имён в каждом. В родословии народов (Бытие 10:2-29; 1 Паралипоменон 1:5-23) 70 имён. Матфей организовал своё родословие (Матфей 1:2-17) в 3 группы по 14 имён в каждой. В нём 14 имён от Авраама до Давида, 14 от Давида до переселения и 14 от переселения до Иисуса Христа. Чтобы получить группы по 14, Матфей пропустил не менее 4 имён (см. ниже) и дважды посчитал имя Иехонии. (См. таблицу 1, родословие в Евангелии от Матфея.) Матфей в своём родословии явно показывает, что такая организация была намеренной (Матфей 1:17). В то время как родословие у Матфея разбито на секции, родословие у Луки (Лука 3:23-38) дано единым списком. У Луки 14 имён от Авраама до Давида, 21 от Давида до переселения и 21 от переселения до Иисуса Христа (в отличие от 14 имён в каждой секции у Матфея). Кроме того, у Луки есть 21 дополнительное имя от Авраама до Адама. (См. таблицу 2, родословие в Евангелии от Луки.)

В то время как современные родословия в общем пишутся ради полноты, большинство библейских родословий телескопировано. Хотя библейские родословия не полны, они всё же исторически точны. Они верно передают всё, что нам нужно знать (происхождение), но не обязательно всё, что мы хотим знать (точные родословные отношения). Часто очень трудно или даже невозможно наверняка узнать, телескопировано данное родословие или нет. В самих родословиях указаний на это мало или же нет совсем, поэтому единственный способ установления полноты родословия состоит в том, чтобы сравнить его с другими библейскими родословиями или с историей. Такое сопоставление сделать сложно, это требует больших усилий и часто не даёт окончательного вывода. Ниже перечислено несколько хорошо известных примеров, где мы можем определённо сказать, чтобы родословия телескопированы.

  1. Матфей 1:8 по сравнению с 2 Паралипоменон 21:4-26:23

В Мф. 1:8 Иорам назван отцом Озии, но между этими людьми было несколько поколений. Между Иорамом и Озией должны стоять имена Охозии (2 Пар. 22:1), Иоаса (2 Пар. 22:11) и Амасии (2 Пар. 24:27). (См. таблицу 1, родословие в Евангелии от Матфея.)

  1. Матфей 1:11 по сравнению с 2 Паралипоменон 36:1–9

In Мф. 1:11 мы читаем, что Иосия – отец Иехонии. Во 2 Книге Паралипоменон мы видим, что Иосия – отец Иоакима (2 Пар. 36:4) и дед Иехонии (2 Паралипоменон 36:8). (См. таблицу 1, родословие в Евангелии от Матфея.)

  1. Лука 3:36 по сравнению с Бытие 10:24, 11:12; 1 Паралипоменон 1:24

У Луки между Салой и Арфаксадом стоит имя Каинан, отсутствующее в Быт. 10:24 и 1 Пар. 1:24. Это потенциально может быть для нас решающим указанием на то, что как минимум список в Бытие 11 неполон. Однако, возможно то, что это лишнее имя было результатом ошибки переписчика. Если так, то родословие у Луки нельзя использовать для демонстрации пропуска. К сожалению, в настоящее время эта проблема не может быть вполне решена. Подробная информация о доводах за и против этого тезиса дана ниже в разделе «Каинан – лишнее имя в Бытие 1?»

  1. Ездра 7:1–5 по сравнению с 1 Паралипоменон 6:3-15

В родословии 1 Пар. 6:3-15 дан список потомков Аарона вплоть до Иоседека. В Езд. 7 дано родословие самого Ездры вплоть до Аарона. Там, где два эти родословия накладываются друг на друга, в 1 Паралипоменон содержится 22 имени, а у Ездры – 16 имён, от чего родословие Ездры оказывается полным не более, чем на 70%.[7] (См таблицу 4, священническое родословие.) Оба родословия охватывают период около 860 лет от Исхода до падения Иерусалима, что указывает на сильное телескопирование обоих родословий. Тщательный поиск по Вехому Завету показывает, что в тот период было много первосвященников, не включённых ни в одно из этих родословий, что является дополнительным свидетельством в пользу неполноты этих родословий. Из Ветхого Завета известны следующие первосвященники, не включённые в эти родословия: Иодай (4 Царств 12:2), Урия (4 Царств 16:10-16), возможно два Азарии (2 Паралипоменон 26:17, 20; 31:10-31), Илий (1 Царств 1:9; 14:3) и Авиафар (2 Царств 8:17).[8]

  1. 1 Царств 16:10-13 по сравнению с 1 Паралипоменон 2:13-15

В этом месте 1 Книги Царств пророк Самуил идёт помазывать одного из сыновей Иессея новым царём Израиля. Иессей приводит к Самуилу семерых своих сыновей, но все они оказываются отвергнутыми. Наконец, приводят Давида, восьмого сына, и его Самуил помазывает в цари. Однако в 1 Паралипоменон мы находим то, что Давид указан как седьмой сын Иессея. Один из братьев Давида выброшен, чтобы Давид смог занять почётное седьмое место. Современным читателям это может показаться немного странным, но в родословиях это было общепринятым делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: