Иудейские сочинения эпохи между Ветхим и Новым Заветами

Древнейшие неканонические иудейские сочинения (ок. 500 до н.э. – 100 н.э.) в совокупности называют литературой межзаветного времени (или времени второго храма).[28] Это наш основной источник информации об иудейской мысли в этот очень бурный исторический период. По этим произведениям мы можем отчасти проследить развитие в иудаизме представлений о Книге Бытие и сотворении вплоть до рождения христианской церкви. Некоторые из этих преданий были перенесены в древнюю церковь, а некоторые из этих книг высоко ценились отцами церкви.

Прежде всего следует отметить такое сочинение как Книга Еноха (известна также как 1 Книга Еноха). Эта книга претендует на то, что является откровением, данным библейскому Еноху (Бытие 5:18-24), и относится к древнейшим и наиболее влиятельным произведениям. Особый интерес представляет раздел, известный как «Откровение о седминах» (1 Енох 18:12–17; 19:5–19), где описан замысел Бога-Вседержителя об истории человечества от сотворения до нового творения, разделённый на 10 «седмин».[29] Эти «седмины» представляются периодами неодинаковой длины, хотя один современный комментатор утверждает, что они охватывают по 1000 лет. (Если это так, получается, что автор считал, что миру в его время было менее 10000 лет).

Хотя 1 Книга Еноха прямо не касается возраста Земли, выраженная в ней апокалипсическая идея о том, что Бог назначил конец мира после установленного срока, долго отзывалась эхом в том, как люди рассматривали родословия Книги Бытие. 10-седмичное представление из 1 Книги Еноха быстро заменилось новой моделью – схемой недели творения, перенесённой на историю человечества.[30] Поскольку Бог сотворил мир за шесть дней (и почил в седьмой), предполагается, что мир просуществует семь апокалипсических «дней», каждый по 1000 лет, что основано на Псалме 89:5.[31] Первые шесть «дней» были зарезервированы за историей человечества, за которой по истечении 6000 лет следовал суд Божий. Седьмое тысячелетие определяется тогда как период покоя, параллельный субботе (Мишна, Тамид 7.4). Иудейские раввины украсили эту модель далее, организовав шесть тысячелетних дней в три эпохи по 2000 лет каждая. Они выделили эпоху хаоса, эпоху закона и, наконец, эпоху Мессии (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 97a).

2 Книга Еноха (или «Книга тайн Еноха») учит, что новое творение произойдёт после 7000 лет, что является одним из первых указаний на применение схемы недели сотворения к человеческой истории (2 Енох 33.1). Этот предел древности Земли сдерживал толкования Бытие 5 и 11, потому что он заведомо исключал возможность наличия в них значительных пропусков.

Древнейшим произведением, где напрямую использованы родословия Книги Бытие, является Книга Юбилеев (140-100 до н.э.). Это псевдоэпиграфическое сочинение содержит якобы откровение, данное Моисею, когда он был на горе Синай. Эта книга во многом совпадает с Книгой Бытие и первыми главами Исхода, но перерабатывает и украшает эти повествования на основе иудейских преданий и традиционных знаний. Одна из уникальных черт этого сочинения состоит в том, что в нём даются конкретные даты для каждого из основных описанных в нём событий. Эти датировки выражены в количестве юбилеев (49-летий),[32] «седмин» (7-летий), и лет после сотворения.[33] Согласно этому произведению, смерть Моисея случилась в конце 50-ого юбилея, что соответствует 2450-му году после сотворения. О событиях после этого момента никакой информации нет, так что мы можем дать только приблизительную оценку того, в каком году, по мнению автора, произошло сотворение. Если предположить, что Моисей умер примерно в 1500 г. до н.э., то сотворение, по Книге Юбилеев, произошло около 3950 г. до н.э.

Книга Юбилеев заслуживает более пристального рассмотрения, потому что она стала вероятной моделью для всех последующих попыток датировать сотворение. Она была написана во время большого общественного подъёма, так как незадолго до этого иудеи в ходе восстания Маккавеев (166–142 BC) отвоевали себе независимость от греков. Главной её целью было укрепить иудейский дух для сопротивления вторжению греческого эллинизма.[34] Автор, вероятно, был фарисеем, свободно перетолковывавшим Ветхий Завет, изображая древнейших патриархов как ревностных исполнителей закона. Он также попытался ответить на вопросы и дополнить детали, о которых явно в Писании не написано, например, о том, откуда Каин взял жену. Всё это заставило его выйти за пределы буквы текста Книги Бытие. Более того, информация в Книге Юбилеев явно взята из более ранней 1 Книге Еноха (Юбил. 21:10) и поэтому на неё повлияли апокалипсические идеи этой книги. Учитывая эти соображения, Книга Юбилеев является не лучшей моделью того, как нам следует понимать Книгу Бытие или возраст Земли.

Ездра (ок. 100 г.) даёт другую оценку возраста Земли, хотя и косвенную. (Это сочинение в русской традиции называют 3 Книгой Ездры, а в латинской - 4 Книгой Ездры.) В нём сообщается, что Соломон построил первый иудейских храм «через три тысячи лет» (4 Езд. 10.45-46). Если взять за время жизни Соломона 970-930 до н.э., то Адам (или сотворение) будут относиться примерно к 4000 г. до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: