Альтернативы

Ещё одна возможность состоит в том, что Лука взял это имя из Книги Юбилеев (II в. до н.э.).[24] Это древнеиудейское произведение, в котором повторяются большие части Книг Бытие и Исход, но они украшены различными легендами и традиционными практическими знаниями. В Юбил. 8:1-2 в списке прописан Каинан, сын Арфаксада. Ранняя датировка этой книги делает её интересным кандидатом в качестве источника этого лишнего имени; однако есть несколько причин, по которым это становится маловероятным. Во-первых, оригинал Книги Юбилеев на иврите утерян, сохранились только фрагменты, найденные среди свитков Мёртвого моря. Главные наши рукописи этого текста – это написаннные в VI в. копии эфиопского перевода, сделанного также в VI в. Поэтому, хотя сама Книга Юбилеев могла быть написана очень рано, Каинан мог быть добавлен через много времени после его появления в Евангелии от Луки. Как и Септуагинта, эфиопскую Книга Юбилеев переводили и хранили не иудеи, а христиане, поэтому очень вероятно то, что её подправили, подогнав под Евангелие от Луки. Во-вторых, в Юбил. 2:23 сказано, что от Адама до Иакова было 22 поколения.[25] Если исключить лишнего Каинана, это количество соответствует 10 поколениям от Адама до Ноя (Бытие 5) и 10 поколениям от Ноя до Авраама (Бытие 11) плюс Исаак и Иаков. Вероятнее всего, это объясняется тем, что тут отражён оригинал Книги Юбилеев, куда лишний Каинан включён не было, но последующие переписчики, вставившие Каинана, просто забыли подправить количество в соответствии с этим.

Стоит рассмотреть и ещё один последний аргумент. При телескопировании древнееврейских родословий, количество имён обычно уменьшается до 10 или до кратного 7. В родословиях Бытие 5 и 11 по 10 имён, что соответствует этой практике (хотя это на самом деле не доказывает их телескопированности). Родословие от Луки, напротив, основано на кратности 7: от Адама до Авраама 21 имя, от Авраама до Давида 14 имён, от Давида до переселения 21 имя, от переселения до Иисуса 21 имя. От Адама до Авраама Лука указывает 21 имя в отличие от 20 в Бытие 5 и 11. Это наводит на мысль, что Лука мог вставить Каинана, чтобы вместо 20 имён стало 21 и получилась кратность 7. Такая логика приводит нас к правдоподобному объяснению того, зачем Луке могло потребоваться вставка ещё одного имени – он хотел достичь кратность 7. Это, однако, не объясняет того, откуда он мог взять это имя. Так что, каким бы интересным этот довод ни был, под ним нет реальных доказательств.

К сожалению, мы не можем в настоящее время до конца решить эту любопытную проблему. В лучшем случае мы можем просто обобщить некоторые более вероятные возможности.

Имя Каинан подлинное. Лука включил в свой список Каинана, а последние копии Септуагинты и Книги Юбилеев были изменены в соответствии с этим правильно. В двух экземплярах Евангелия от Луки это имя отсутствует из-за того, что переписчики пытались согласовать его с рукописями на иврите. Это, однако, не объясняет того, откуда Лука взял это имя. Правдоподобно.

Каинан у Луки – это ошибка переписчика. Второй Каинан у Луки был результатом ошибки переписчика, который удвоил такое же имя из следующего стиха. Септуагинта и Книга Юбилеев были впоследствии подправлены в соответствии с этим. Правдоподобно.

Второй Каинан взят из Книги Юбилеев. В Книге Юбилеев отражён ранний вариант древнееврейского текста (предшествующий имеющемуся у нас масоретским текстам). Возможно, имя Каинан присутствовало в этих ранних рукописях, но впоследствии было утрачено. Тогда Лука взял это имя из Книги Юбилеев, а от него оно был внесено в Септуагинту. Крайне маловероятно, на сей момент этой возможности исключать нельзя.

Вывод d:\евросеть\Мои документы\Библиотека\Антикреационизм\Очередь в перевод\genesis_genealogies.html - top

Учитывая неопределённость текстовых данных, приводя доводы за неполноту Бытие 11, нам не следует слишком сильно опираться на этого лишнего Каинана. Возможно, этот вопрос раз и навсегда решат будущие открытия.

Джон Миллам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: