Защитные поведенческие реакции у детей

Защитные реакции детей имеют свою специфику, и они несколько отличаются от способов совладания с проблемными ситуациями у взрослых. Рассмотрим защитные реакции присущие детям:

1.Отказ (пассивный протест) - это самая ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Пассивный протест можно понимать как элемент более глобальной защитной поведенческой стратегии отдаления (отделения), сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания.

2. Оппозиция — активный протест ребенка против норм и требований взрослых — наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких.

3. Имитация — это незрелая форма идентификации, Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою, во всем.

4. Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области — успехами в другой.

5. Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем случае — это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых.

С возрастом у ребёнка возникают защитные механизмы, они начинают развиваться у дошкольников и младших школьников и свидетельствуют о том, что системы психологической защиты становятся более зрелыми. К защитным механизмам, наблюдаемым у детей следует отнести:

1. Замещение. Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано. Имеет особую значимость, поскольку тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия ребенка в трудных ситуациях.

2. Вытеснение. Помимо замещения, проекции и идентификации, у детей нередко можно наблюдать отдельные эпизоды вытеснения.

3. Сновидение. Так же имеют значимую роль, они позволяют обнаружить источник его тревог.

4. Отчуждение (или изоляция) — это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным.

5. Сублимация. Вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства.

6. Регрессия — это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Достаточно типичной при этом является ситуация, когда в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: