Ребенок в школе

В. Е Каган, описывая взаимоотношения ребенка в школе с учителями и сверстниками, характеризует некоторые страхи, называя их неврозами.

В узком смысле он характеризует школьные неврозы как «особые случаи невроза страха, связанного либо со страхом разлуки с матерью, либо с опасениями трудностей в учебе, встречаются главным образом у учащихся младших классов». В широком смысле он характеризует эти неврозы как

«особые, вызываемые школьным обучением типы неврозов, вызываемые самим процессом обучения психические нарушения — дидактогении, связанные с неправильным отношением педагога психогенные расстройства — дидаскалогении.

Дидактогения подразумевает, что психотравмирующим фактором является сам процесс обучения, дидактогенноуязвимыми можно назвать детей «с нарушениями в системе анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития и тех, чьи интеллектуальные возможности приближаются к нижней границе нормы».

Дидаскалогения имеет в виду неправильное отношение учителей к учащемся этим вопросом подробно занимались Шипковенски подробно описавший типы учителей с неправильным отношением к учащимся и Н.Ф. Маслова, выделяющая два основных стиля педагогического руководства: демократический и авторитарный.

Реакции на стресс, который ребенок испытывает в школе понимают развивающиеся у психически здоровых детей при трудных или непереносимых личностных обстоятельствах преходящие изменения поведения.

Как пишет Каган «объединение школы и семьи в требованиях к ребенку, не соответствующих его склонностям и реальным возможностям, складываются в сильный психогенный комплекс, когда пути компенсации связаны лишь с внешкольным общением со сверстниками. От того, где ребенок его найдет—в кружке, спортивной секции, дворовой компании, асоциальной уличной группе, — в значительной мере зависит его дальнейшая судьба». Таким образом от того как справляется ребенок с проблемными ситуациями зависит его дальнейшее будущее и тип взаимодействия с другими людьми.

Но чаще всего такая психогенная школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов, и от семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: