Рис. 56.
Прием выделения функциональных зон за счет
островного размещения объемов подсобного назначения
в пространстве группового помещения
Детский сад. Мурсия, Испания
[ http://coolboom. netAag/murcia/]
Рис. 57.
Экстравагантный пример заключения функциональных зон
в контейнеры, имеющие различные варианты сопряжения между
собой: объединение зон для игр и изодеятепьности, изоляция
зоны для просмотра фильмов
Детский клуб «Мышеловка», Барселона, Испания [5, С. 240]
Ш.:.. Шя?Ж... Ш'Ж\ |
Рис. 58.
Школа
для малышей
«Восход солнца»,
Вали, Индонезия
[5, С. 191]
Рис. 59.
Приемы выделения функциональных зон:
а - решение классов по принципу
больших «квартир» с выделением
зоны для занятий (1), зоны для игр (2),
вспомогательных помещений (3):
б - расчленение пространства на зоны
различной деятельности с помощью
пластичной игровой скульптуры
[12, С. 16]
42 Глава 3. Здание
ЗАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Залы для музыкальных занятий, хореографии, гимнастики могут быть общими для разновозрастных групп.
Следуетпредусмотретьдва зала (универсальный музыкально-танцевальный и физкультурный) площадью не менее 75 м2 каждый (из расчета 3-4 м2 на одного учащегося), высота залов должна быть не менее 4 м.
Необходимо предусмотреть раздевальные для девочек и мальчиков, которые оборудуются душевыми и туалетами (рис, 60).
Рис. 60. Блок помещений для хореографии: 1 - зал для занятий: 2 - раздевальные с душевыми и туалетами [10, С. 82] |
При залах оборудуют кладовые для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью не менее 6 м2.
Рис. 61. Решение интерьера зала для ритмики Детский саб. Фуджи, Шизуока Япония [5, С. 16]
КАБИНЕТЫ
Кабинеты для частных консультаций и индивидуальных занятий у специалистов (логопедов, психологов и др.) могут входить в зону помещений для групповых занятий по коррекции дефектов развития следующим образом:
• за счет блокировки с ними (рис. 63),
• путем выделения в специализированном классе отдельной зоны для консультаций (рис. 62).
Рис. 62
Выделение зоны для индивидуальных занятий в учебном помещении Детского центра, Лондон [5, С. 220]
Рис. 63.
Пример блокирования
кабинета и группового
помещения
Детский центр в Сиднее.
Нью-Йорк, США
[2, С. 20]
Глава 3. Здание 43 Isjf
Как уже упоминалось ранее, в школе развития учебные помещения, предназначенные для разных возрастных групп, необходимо выделять в автономные зоны, оборудованные соответственно возрасту детей разноразмерной мебелью. Если же такой возможности нет, то мебель должна быть универсальной.
В этом случае уместно использование столов-трансформеров, предназначенных для разных видов деятельности, у которых можно с легкостью регулировать высоту, кроме того, малыши самостоятельно могут производить их перестановку (рис. 64).
Рис. 64.
Многофункциональный
стол-трансформер
В заключение рассмотрения блока помещений школы развития можно выделить основные принципы компоновки ее структурных элементов.
Схема 6. ЗОНИРОВАНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ
учебных (классов и кабинетов) и подсобных помещении
3.3.4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ПОМЕЩЕНИЙ
СЛУЖЕБНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Для персонала школы развития должны быть выделены следующие помещения:
- кабинет директора;
- кабинет бухгалтера;
- кабинет врача;
- преподавательская с методкабинетом;
- мини-кухня для сотрудников;
- туалет для сотрудников.
Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или^ в непосредственной близости от них.
Все служебные и вспомогательные помещения, предназначенные для персонала детского театра, семейной библиотеки и семейного кафе, необходимо располагать в соответствующих им блоках помещений.
44 Глава 3. Здание
СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА И ВИДЕОТЕКА
Библиотека в Досуговом центре для малышей и родителей предназначена для семейного посещения, поэтому нужно учитывать тот факт, что родители придут выбирать книгу, видеофильм или новую компьютерную игру вместе с ребенком.
А это значит, что для создания интерьера читального зала надо найти новые, нетрадиционные архитектурно-планировочные решения и предусмотреть удобную организацию и приватность пространства для семейного чтения и просмотра. Здесь можно читать, обсуждать героев книг, играть (рис. 65-66).
Библиотека для малышей и родителей - это сочетание книжной библиотеки и электронной.
Рис. 65.
В решении этих зальных помещений заложен принцип свободной планировки для создания атмосферы непринужденности и свободного общения посетителей: а - зал книжного магазина
«Малышовая республика»,
Шанхай, Китай
[ http://www. sako. co.jp/news/
news_top_us. html]; б - зал библиотеки
FF Architekten,
Лукенволд. Германия
[ http://coolboom. net/
architecture/luckenwalde-
library-by-ff-architekten/]; в - зал начальной школы,
Ричмонд, Великобритания
[5, С. 133]
в
Глава 3, Здание 45
Рис. 66.
в залах этих книжных магазинов можно не только купить книгу, но
и почитать ее с мамой, поиграть и просто хорошо провести время
Интерьеры книжных магазинов «Малышовая республика», Китай
[ http://www. sako. co.jp/news/news_top_us. html]:
а, б- элементы игрового оборудования книжного магазина
в Бейнджинг; в - зона для чтения книжного магазина в Тианджин; г - игровое пространство книжного магазина в Шеньянг
46 Глава 3. Здание
Рис. 67.
Прием организации приватных зон для индивидуальных занятий,
просмотра фильмов и компьютерных игр
Компьютерный зал Детского музея. Мехико, Мексика
[2, С. 130]
СЕМЕЙНОЕ КАФЕ с подсобными помещениями
Все основные функциональные группы
помещений в структуре Семейного кафе должны
иметь четкое зонирование и удобную функционально-
технологическую взаимосвязь посредством
производственных коридоров с исключением пресечений
людских и грузопотоков.
При этом осуществляется следующий производственный цикл: прием и хранение полуфабрикатов и сырья, тепловая обработка и оформление блюд, реализация продукции и обслуживания посетителей.
Этому циклу соответствуют следующие группы помещений.
1. Помещения для посетителей:
• умывальные, туалеты;
• обеденный зал;
• буфет-бар.
2. Производственные помещения:
• производственные цеха (горячий, холодный);
• раздаточная;
• моечные кухонной и столовой посуды;
• хлеборезка.
3. Помещения для приема и хранения продуктов:
• загрузочная;
• складские помещения (для сухих продуктов, овощей, инвентаря и тары);
• охлаждаемые камеры.
4. Административно-бытовые помещения:
• кабинет директора и бухгалтера;
• помещения персонала;
• гардеробные, душевые и туалет для персонала [10].
Для вертикальной транспортировки пищи на 2-3 этажи рекомендуется предусматривать грузовые подъемники.
Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать не менее 1,4 м2 на одно место в зале.
Библиотека включает в себя следующие помещения.
1. Помещения каталога и выдачи книг на дом. Помещение выдачи книг должно располагаться между книгохранилищем и читальным залом и может входить в состав читального зала. В нем следует предусмотреть место для книжной выставки и каталогов.
2. Читальный зал.
Читальный зал не должен быть проходным. Окна читального зала желательно ориентировать на парковую зону.
3. Видеотека.
Видеотека может включать в себя: помещение для индивидуальных просмотров (рис. 67) и помещение для коллективных просмотров.
4. Книго- и видеохранилище.
Рис. 68. Кафе в Детском це«1 а - бар; 6 - обеденная зона |
Книгохранилище целесообразно проектировать частично с открытым доступом к книгам. Закрытое книгохранилище должно размещаться в самостоятельном непроходном помещении. Связь открытой части книгохранилища с читальным залом может осуществляться либо непосредственно, либо через помещение выдачи книг.
Глава 3. Здание 47
к>
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В учебном центре для взрослых можно выделить следующие блоки помещений.
1. Школа молодых родителей.
Площадь лекционных аудиторий определяется из расчета 0,8 м2на одного посетителя.
2. Курсы профессиональной подготовки нянь,
гувернеров и специалистов, работающих с детьми.
Могут использовать те же лекционные аудитории, что и
для школы молодых родителей.
При значительном количестве взрослых учащихся можно предусмотреть одну большую специализированную аудиторию, рассчитанную на 150 мест (рис. 69).
ПУНКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Пункты обслуживания посетителей могут быть следующими.
1. Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов.
2. Бюро по найму нянь, гувернеров и других специалистов для работы с детьми на дому.
3. Бюро по организации и проведению праздников, экскурсий и др.
Рис. 69.
Функционально-габаритные схемы лекционной аудитории на 150 мест (план, разрезы) [10, С. 83]
План
Разрез по 1-1
Разрез по 2-2